Советский вариант «Ромео и Джульетты» с клешем, эротическими снами, драками и танцами, в общем, со всем тем, что окружало подростков 1970-х
Советский вариант «Ромео и Джульетты» с клешем, эротическими снами, драками и танцами, в общем, со всем тем, что окружало подростков 1970-х.
Начало семидесятых, небольшой городок, спрятавшийся на огромных просторах Советского Союза. Три друга – Лешка, Дема и Кисель – идут в сентябре в выпускной класс, но головы их уже заняты совсем не учебой. На уме у пацанов девочки, танцы, конкуренция с ребятами из соседнего района. На Лешу же еще давит случившаяся в его семье трагедия, летом в аварии погиб старший брат парня, а мальчишка столкнулся с необыкновенным чувством – ему нравится Танька, девушка, которая была подругой брата, но Лешка не решается показать ей свои чувства. В последнюю осень детства на долю друзей выпадет немало испытаний.
Нынешнее увлечение ностальгическими и околоностальгическими постановками на телевидении и в кино (а в самом недавнем прошлом зрители увидели «Стиляг», «Оттепель», «Восьмидесятые», в какой-то степени даже недавний «Чернобыль» можно отнести сюда же) объяснить одновременно и сложно, и легко. Легко, потому что обращение к позднесоветскому времени сейчас стало повсеместным, к золотым годам СССР обращаются политики, музыканты, литераторы, реванша эпохи спокойствия требуют уставшие от бешеного ритма 2000-х россияне. А вот сложность заключается в том, что подобный ретрофильм – это не только декорации и костюмы, это прежде всего совершенно иное мировоззрение, иные характеры и чуждое сегодня отношение к жизни. Уловить эту разницу и успешно ее использовать могут очень немногие, а спрос за ошибки будет очень жестким.
Нужно отдать должное Ренату Давлетьярову – его решение взяться за «Однажды» можно назвать безрассудным. Картина не просто должна погрузить зрителя в не самые простые для понимания даже современников времена, когда «оттепель» обернулась «застоем», это еще и определенный вызов, ведь экранизации подвергся сценарий, однажды уже перенесенный на экран. Мало кто помнит фильм «Американка» Дмитрия Месхиева, вышедший в 1997 году, снятый почти без бюджета, лишившийся из-за экономии многих ключевых сцен и серьезно исковеркавший изначальную задумку сценариста Юрия Короткова. Давлетьяров, еще в 90-х задумавший снять фильм по этому сценарию, только сейчас дождался благоприятного момента, чтобы представить свой взгляд на 70-е.
Что же это за взгляд? Безусловно, «Однажды» не могут на полном серьезе считаться срезом эпохи, скорее это луч света, проброшенный из прошлого, но преломленный множеством пусть и прозрачных, но препятствий. Свое отношение ко времени выразил Коротков, собственного опыта добавил Давлетьяров, в меру способностей «исказили» историю молодые актеры, для которых начало 70-х так же далеко, как Средние века. Однако вся сопутствующая дифракция не смогла рассеять главное – атмосферное погружение в мир даже не столько временной, сколько возрастной. У Давлетьярова главные герои получились вполне живыми, способными на дыхание персонажами. Безусловно, режиссер частенько увлекается любованием эпохой (а правильнее – своим умением ее воссоздать из множества деталей), но за всем этим перетряхиванием барахла из пыльных отцовских чемоданов не потерялись личности и отношения между ними.
Впрочем, объема хватило лишь на ведущую тройку героев, персонажи второго плана лишь добавляют острастки знакам времени и элементам провинциального советского быта. Соответственно, и все то, что выходит за пределы основного конфликта картины, выглядит скорее красочной фанерной декорацией, чем живым миром. Благо, Давлетьяров не отпускает ведущих героев слишком далеко и управляет ими достаточно умело, чтобы зритель проникся к Леше и Тане чувствами. Финальная сцена разговора через стекло закрытой двери и вовсе достойна самой высокой оценки, уровень драматизма в ней весьма высок.
При всех самых высоких оценках в адрес художников-постановщиков, костюмеров и реквизиторов «Однажды», как и многие подобные ленты, оставляют легкое недоумение – сложно представить их аудиторию. В прокате картина будет демонстрироваться с возрастным цензом «16+», что отсекает подростков, которым фильм, в общем-то, и адресован, а на телевидение лента наверняка попадет с купюрами, да и телезрители в массе своей давно вышли из школьного возраста. А лента между тем достойна просмотра – время было яркое, музыкальное, энергичное и во многом определяющее то, что происходит вокруг сегодня.