2020 год выдался сложным для всех, особенно для кинотеатров и студий. Первые перманентно находятся под угрозой закрытия, вторые несут убытки и стараются спасти многобюджетные проекты.
Печально известный мюзикл Тома Хупера, получивший аж 6 антипремий «Золотая малина», во многих странах вышел ещё в конце 2019-го. Но вот до России он добрался в самом начале этого года, 2 января. Вообще тот факт, что этот адский карнавал стал для многих людей первым фильмом в 2020-м, должен был всех напрячь ещё тогда. Но кто ж знал, что он окажется не просто плохим кино, а знаком, которым сама судьба пыталась нас предупредить о том, что будет дальше. Ведь действительно странно ожидать чего-то хорошего от года, который начался «Кошками».
В декабре 2019-го появились первые сообщения о том, что в Китае нашли больных штаммом неизвестного вируса — а уже в марте 2020-го ВОЗ объявила глобальную пандемию Covid-2019. Это повлияло на человечество во всех сферах жизни, и в том числе, конечно, сказалось на киноиндустрии. Многие проекты закрыли, съёмки огромного числа фильмов приостановили (как пример — новая «Миссия невыполнима» или «Бэтмен» с Робертом Паттинсоном).
И даже когда Голливуд вернулся к съёмкам, те стали проводить с новыми правилами безопасности. Теперь людям нельзя находиться слишком близко друг к другу на площадке, все обязательно должны сдавать специальные анализы, а как только у кого-то обнаруживается вирус, съёмочную группу тут же изолируют. Из-за всех этих мер студии потеряли много денег, так что число дорогих фильмов в ближайшее время наверняка снизится. И сцены поцелуев в новом кино мы, вероятно, увидим не скоро.
Под ограничения из-за пандемии попал и самый известный в мире кинофестиваль — Каннский. На нём должны были состояться премьеры новых картин Уэса Андерсона, Томаса Винтерберга, Стива МакКуина, Франсуа Озона и многих других известных режиссёров, но, как понимаете, не срослось. Для киносообщества это, конечно, большой и серьёзный удар — люди уже привыкли, что каждую весну на Лазурном берегу показывают важные и громкие фестивальные премьеры года. Ещё больше это ударило по самому фестивалю, в первую очередь финансово — если такое произойдёт ещё раз, Канны могут и не оправиться.
Некоторые работники индустрии надеялись, что кинотеатры выйдут из спячки вместе с «Доводом» Нолана — режиссёра, который ни в кассовом, ни в творческом плане никогда не промахивался. Творческого промаха, впрочем, и в этот раз не случилось, а вот кассовый — вполне себе. «Довод» хорошо собирал во многих странах, но вот в родных США он за всё время заработал жалкие 55 миллионов долларов.
Сказался, конечно, и страх людей перед коронавирусом, и то, что в двух крупнейших городах страны — Нью-Йорке и Лос-Анджелесе — кинотеатры и вовсе были закрыты. В итоге по всему миру «Довод» собрал 350 миллионов: очень хороший результат для фильма в эпоху пандемии и очень плохой для блокбастера за 205 миллионов. Именно из-за провала фильма Нолана все студии начали массово переносить свои картины на 2021-й.
Испугавшись кассового провала, Disney отправили свой новый блокбастер — live-action адаптацию «Мулан» — сразу на стриминговый сервис Disney+, где, правда, фильм не входил в стоимость подписки, за него нужно было ещё доплатить сверху. Насколько эта схема оказалась прибыльной, пока не совсем понятно. Компания не разглашает данные, а сторонняя аналитика не сходится в показаниях. Кто-то писал, что «Мулан» собрала таким образом чуть ли не 800 миллионов, другие же утверждают, что это абсолютный провал и даже бюджет свой фильм не отбил (учитывая качество картины, хотелось бы верить во второе).
В любом случае «Мулан» задала не слишком приятную тенденцию. Теперь и новая работа Pixar «Душа», и вторая «Чудо-женщина» тоже выходят сразу на стриминговых сервисах — и даже нового «Бонда» создатели пытались продать онлайн-площадкам. Правда, для России это всё не очень актуально: у нас не работают ни Disney+, ни HBO Max, а значит, до наших кинотеатров фильмы всё же дойдут.
Проблема, которая, в общем-то, вытекает из прошлых двух. Все главные блокбастеры года перенесли на 2020-й, а те фильмы, что выходят, едва ли притягивают в кино столько же людей, сколько прежде. Больше всего сейчас в индустрии страдают кинотеатры — крупные сети сокращают количество залов, а маленькие независимые экраны находятся под угрозой банкротства. Кто-то считает, мол, «так им и надо» и кино бы давно всё стоило перевести в онлайн. Но всё же для нас, людей, кому важен именно кинотеатральный опыт, этот удар – один из самых болезненных. Весьма вероятно, что с концом пандемии вся индустрия изменится далеко не в лучшую сторону и все премьеры, от больших до малых, придётся смотреть у себя дома на диване.
Quibi должен был стать, пожалуй, самым необычным стриминговым сервисом на рынке. Его основная «фишка» — короткие серии по 7-15 минут, которые адаптированы для просмотра на смартфонах: как вертикально, так и горизонтально. Контракты с сервисом подписали не последние люди в Голливуде — проекты для Quibi должны были делать Спилберг и Содерберг, а в одном из первых выпущенных сериалов снялись Лиам Хемсворт и Кристоф Вальц.
И вновь своё слово сказала пандемия. Дело в том, что Quibi был нацелен на людей, у которых нет времени смотреть кино и сериалы дома — они могут это делать только на экранах смартфонов, пока едут на работу или с неё. В период же самоизоляции, к началу которого Quibi и запустился, никто особо из квартир не выходил, и смысла в новом сервисе оказалось мало. Ну и плюс к тому первые проекты вышли малоинтересными, а идея с маленькими эпизодами себя не оправдала — зрители не успевали вовлечься в историю, как по экрану уже шли финальные титры.
В 2020-м нас покинули многие известные актёры: Кирк Дуглас, одна из последних звёзд «Золотого Голливуда», умер на 104-м году жизни; на 91-м году скончался Шон Коннери, в 85 лет ушёл из жизни великий Армен Джигарханян. Но самой, что ли, обидной и болезненной оказалась гибель Чедвика Боузмана — и потому, что актёру было всего 43, и потому, что о его смертельной болезни почти никто не знал за пределами семьи.
Самая известная роль Боузмана — Т’Чалла в «Чёрной пантере», но были у него и сильные драматические образы: за один из них, трубача Ливи из фильма «Ма Рейни: Мать блюза», он вполне может получить посмертную номинацию на «Оскар». Чедвик до последнего сражался за жизнь, его мужество не может не вызвать уважение даже у тех, кто никогда не восхищался его актёрской работой. Страдая от смертельного недуга, Боузман смог скрывать болезнь ото всех и сниматься до самого конца, несмотря на мучительную боль и необходимость постоянно проходить курсы лечения.
Это потрясение не такое серьёзное и мрачное, как прошлые, и носит скорее таблоидный характер. Противостояние Деппа и Эмбер Хёрд длится уже давно: актёр обвинял бывшую жену в изменах и неконтролируемых приступах ярости — один раз она, по его словам, испражнилась прямо на кровать, в другой отсекла ему кусок пальца брошенным бокалом. По словам же Хёрд, это Депп был агрессором, а палец актёр отсёк себе сам и потом начал писать кровью на стенах.
На сторону Деппа встали его бывшие пассии — в частности, Вайнона Райдер, — заявившие, что никогда за ним агрессию в сторону женщин не замечали и не особо верят в показания Хёрд. А вот британский суд решил иначе: Депп не смог доказать, что таблоид Sun оклеветал его. Разбирательства продолжаются, и кому тут верить, решать каждому. Но уже видно, как это повлияло на индустрию. Деппа уволили из «Фантастических тварей» и заменили на Мадса Миккельсена. А Эмбер Хёрд фанаты пытаются буквально выдавить из «Аквамена» — под петицией об увольнении актрисы подписались уже более полутора миллиона человек.
«Фантастическим тварям» вообще не очень везёт в 2020-м. Мало того что главную звезду франшизы уволили из-за шумихи в СМИ, так ещё и главная сценаристка, она же создательница вселенной Гарри Поттера, впала в немилость леволиберальной общественности. Что забавно, ведь до этого про Роулинг чаще вспоминали в контексте того, что она постфактум приписывала своим героям другую расовую и сексуальную идентичность.
Теперь же из-за её сомнительных публикацией в Твиттере Роулинг прозвали трансфобкой. Западные СМИ заполонили колонки в духе «Мы должны пересмотреть своё отношение к “Гарри Поттеру”», новую видеоигру по франшизе пытаются бойкотировать, а «Фантастических тварей» раз за разом переносят, видимо, выжидая, пока общественный гул уляжется. Неизвестно пока, к чему это всё приведёт — и приведёт ли вообще, — но сейчас одна из главных детских франшиз века находится под угрозой жестокой ревизии. И всё из-за парочки некорректных твитов.