Не слишком аккуратный с фактами и излишне идеализирующий главного героя байопик прекрасно разыгран, хоть временами и похож больше на сказку, чем на исторический экскурс в тяжелые для Голливуда времена
Не слишком аккуратный с фактами и излишне идеализирующий главного героя байопик прекрасно разыгран, хоть временами и похож больше на сказку, чем на исторический экскурс в тяжелые для Голливуда времена.
1947 год. После совместной победы над нацизмом в Европе СССР и США превратились в противников, что обернулось преследованием в Америке коммунистов. Далтон Трамбо – прекрасный сценарист и талантливый писатель, но при этом убежденный последователь марксистско-ленинских идей. На какое-то время востребованность Трамбо служит для него щитом от нападок «охотников на ведьм», но когда истерия борьбы с комми перехлестывает через край общественного терпения, звезда Голливуда становится одним из его изгоев. Вместе с несколькими коллегами Трамбо оказывается персоной нон-грата на кинематографической земле, от сотрудничества с ним отказываются студии, актеры позволяют оскорбительные нападки, а соседи угрожают спокойной жизни. Доходит даже до тюремного заключения. Однако все это не способно сломить талантливого автора – ему просто приходится скрывать подлинное авторство своих работ, подменяя имя Трамбо чужими. Но все тайное когда-то становится явным.
В то время как наш кинематограф стыдливо топчется вокруг безусловно важной, но уже порядком заезженной темы Победы в Великой Отечественной войне да временами обращается к победам спортивным, американцы не стесняются ворошить собственное историческое грязное белье, то и дело одаривая зрителей мощными драматическими работами то о Великой депрессии, то о расовой сегрегации, то собственных военных неудачах. История любой страны действительно полна не только яркими достижениями, но и позорными страницами, которые необходимо перечитывать снова и снова, чтобы ужасы рабовладения или маккартизма больше никогда не становились нормой жизни. «Трамбо» – пример искупительного обращения к теме травли человека, заслуживающего своим талантом всяческих наград и регалий, но волей чужих страхов вынужденного скрываться. Нам стоило бы поучиться делать фильмы такого рода.
Мы не станем притягивать к освещению художественного произведения политику, любой мыслящий зритель и читатель легко проведет все параллели между Америкой 50-х и современной Россией сам. Попробуем разобраться в том, насколько сильно вина перед Трамбо, память о печальном отлучении его от мира кино повлияли на художественную составляющую картины Джея Роуча, ведь тяжкий груз ответственности порой делает взгляд затуманенным, а исторические факты воспринимаются несколько иначе. И действительно, «Трамбо» легко ловить за руку не только в некоторых фактологических неточностях, но и сам образ Настоящего Коммуниста выглядит как минимум спорно. Впрочем, это проблема взглядов самого Далтона – он, к примеру, выступал за свободу слова, опираясь при этом на опыт СССР, одного из самых зацензурированных государств в истории.
Сравнивать героя Брайана Крэнстона с подлинным Трамбо можно сколь угодно долго, но нельзя не отметить талант актера, его желание перевоплотиться. Ведь недостаточно одной только походки, чтобы стать похожим на своего героя, мало будет сцен с пишущим лежа в ванной Трамбо – чтобы из героя воспоминаний и хроники превратиться в объемный образ, нужно пропустить через себя характер персонажа. И Трамбо Крэнстона в этом плане просто прекрасен – это одновременно необыкновенно талантливый автор и довольно сухой отец и муж, это блистательный оратор, но весьма скромный при этом человек, это настоящая голливудская легенда, но и долгое время остававшийся в тени человек. Противоречивая историческая фигура, именно своей многогранностью дающая раскрыть талант актеру.
Впечатляют и помогающие Крэнстону коллеги. Весьма необычно видеть в серьезных ролях сподвижников опального сценариста комиков Алана Тьюдика и Луиса С.К. Блистательны в своих образах Дайан Лэйн и Эль Фаннинг. Колорита истории добавляют сыгравшие общеизвестных реальных персон Дэвид Джеймс Эллиот, Дин О’Горман и Джон Гудман. Весь вместе актерский ансамбль дарит зрителю увлекательный рассказ, красиво разыгранный и очень хорошо поданный.
Что несколько удручает, так это некоторая фальшивость, допущенная авторами с целью добавить сюжету драматизма. Совершенно непонятно, для чего картине нужна героиня Хелен Миррен, ее Хедда – этакий искусственно введенный туда, где можно было справиться иначе, злодей. Есть в «Трамбо» и какой-то диснеевский дух, делающий ленту похожей на недавний «Спасти мистера Бэнкса», – столь же упорное желание уложить все в стандарты сюжетных лекал, те же искусственно притянутые конфликты, то же желание приукрасить драматургию. Последнее несколько сглаживает эффект потрясения от увиденного, но история Трамбо сама по себе сказочна, не произойди все в реальности, подобной выдумке никто бы не поверил.
Не стоит смотреть на «Трамбо» как на тщательно задокументированную хронику полувековой давности – выдумки в картине достаточно. Однако упакованная в ленте мораль, выводы о тщетности усилий затоптать талант ногами очевидны и прекрасно продемонстрированы. А главное – Голливуд таким образом в очередной раз принес свои извинения давно почившему Далтону Трамбо и его потомкам. Это дорогого стоит и много значит для будущего. Вот этого у фильма не отнять.
С 18 февраля в кино.