В прокате «Толмен. Первый демон» — дальний родственник Слэндермена, который поджидает несчастных путников, сбившихся с пути, чтоб заполучить кровавую дань. Вполне возможно, этим летом именно лесные походы станут основным видом отпускного досуга: рассказываем о фильмах ужасов про тех, кто заблудился, и напоминаем взять с собой карту и компас.
Чертовщину в виде довольно устрашающего вида таможенника, который требует кровавую дань, режиссёр Майкл Нэйдер мешает с абсолютно не мистическим подозрением. Ками (Джордан Хэйнс) едет ночью из аэропорта в гости к отцу: она себя не чувствует в безопасности не то что в лесу, но даже в машине наедине с таксистом. Стоит автомобилю заглохнуть, как Толмен постепенно начинает разыгрывать психологическую карту. Белёсый демон водит гостей в лесном царстве кругами по самыми неприятным воспоминаниям и страхам в жизни. Часы стоят, а никто не спешит на выручку к двоим заблудшим.
«Первый демон», с одной стороны, делает ставку на проверенные временем скримеры: тут режиссёр не скупится на музыку и хватается за любую возможность ударить по нервным окончаниями зрителя. С другой — фильм ступает на тропу психотерапии, пытаясь жанровым языком обсудить глубинную травму, но выходит у него скорее лишь обозначить проблему.
Главный совет от Ками для тех, кто сбился с пути: в первую очередь стоит разобраться, кто из твоих попутчиков друг, а кто скорее враг.
Первый студийный фильм индии-режиссёра Оза Перкинса окончательно нанёс его на карту знаковых имён в жанре, хотя фанаты хоррора давно следят за фильмографией автора. Классическая сказка братьев Гримм поворачивается к зрителям другим углом (как избушка на курьих ножках): теперь эта история принадлежит Гретель (магическая София Лиллис из «Оно» Мускетти), которой предстоит не только позаботиться об их с братом благополучии, но и разобраться в природе собственного я. В пересказе Перкинса удивляет не только иная оптика на миф, заученный до дыр, но и стилистика повествования. Пряничный домик отличается строгой геометрией углов, а резные вензеля соседствуют с истошными яркими неоновыми всполохами синевы. Напутствие заблудившимся всегда одно: не стоит доверять старушке из избушки в чаще леса — едва ли она действительно может оказаться добродушно настроенной спасительницей.
Как и в «Толмене», в «Монстрах» зачин простой и довольно схематичный. Дождь, лес, дорога, мама с дочкой, и кто-то (или что-то) бросается под колёса — исходные данные, которые срабатывают каждый раз. Ехать дальше невозможно, подмога не спешит, и наступает время долгого и неловкого молчания между родственницами, приправленного зловещим шевелением в лесу. Фильм Брайана Бертино, который нахватал похвалы от любителей жанра за прошлогоднюю «Пустошь тьмы и зла», работает скорее как семейная драма, приправленная напряжённой обстановкой (не зря картину выпускала студия A24). Помимо сырости леса и блеска асфальта во тьме хочется отметить и необычную роль для актрисы Зои Казан — она сыграла маму, которая сама едва ли повзрослела и верит в монстров не меньше своей дочери.
Фильм про заблудших, но не в привычной трактовке: супруги действительно оказались в лесу, но блуждать им приходится не только среди деревьев, а и во временных петлях. Ночь за ночью они погибают от рук артистов странного цирка, чтобы начать цикл заново и попытаться спастись. Между этими попытками выжить мужу и жене предстоит лицом к лицу столкнуться и с трагедией, которая следует за ними по пятам, в какой бы чаще они ни оказались, — со смертью их дочери. Фильм шведа Йоханнеса Нюхольма в первую очередь хочется назвать радикально некомфортным — ему удаётся наглядно продемонстрировать, что значит не чувствовать себя в безопасности перед лицом природы и других людей.
Если объединить «Монстры существуют» с «Коко-ди коко-да», то получится «Тупик». Снова дальняя дорога, которой буквально нет конца: как и каждое Рождество, семейство отправляется к бабушке, но в этот раз отец решает изменить привычному маршруту. Новый путь — новые приключения: то на обочине появится женщина в белом, то на встречке окажется катафалк. «Тупик» путает и блуждает, начинает с начала, проверяет семейные скрепы на прочность и делает это вполне успешно по всем фронтам. Правда, довольно обидно осознавать, что после этого удачного дебюта ещё в 2003 году режиссёр Жан-Баптист Андреа так и не снял ни одного стоящего фильма.
Редкий случай в кино, когда заблудился не турист или случайный путник, а рейнджер заповедника. Впрочем, это скорее закономерно: над Венди (Карина Фонтес) смеются все коллеги, ориентирование ей едва даётся, поэтому нет ничего удивительного в том, что она сбилась с маршрута. Но на этом беды не заканчиваются — у подножия горы девушка обнаруживает труп, и теперь ей предстоит провести ночь наедине с мертвецом, ожидая помощи. Постановщица Роксанна Бенджамин делает ставку не на скримеры, зомби или серийных маньяков из чащи: ночь в лесу в одиночестве для молодой девушки с весьма скромными талантами к выживанию страшна сама по себе и без отягчающих обстоятельств в виде тела рядом.
Невозможно пройти мимо очевидного и не упомянуть «Ведьму из Блэр» в контексте потерявшихся в лесу. Найденные пленки, пропавшие студенты-документалисты, фольклор и сарафанное радио — нехитрые элементы производства без бюджета окупились с лихвой на долгие годы. Кино, снятое на коленке энтузиастами, стало культовым и потянуло за собой целую волну эпигонов. Вполне возможно, что попадание было настолько точным помимо мистического флёра запретного леса и зловещих куколок ещё и благодаря своей (как бы это странно ни звучало для хоррора про ведьму) реалистичности. Молодые люди ругаются, спорят и уходят дальше в лес, так и не договорившись друг с другом. Совет всем заблудшим: лучше держаться заодно — это повышает шансы выбраться в сохранности.