Новый мультфильм студии DreamWorks Animation «Тролли» нарисован не для того, чтобы дети и взрослые посмеялись над приключениями персонажей и на следующий день о них забыли
Франшизы, франшизы, франшизы… Мы уже не раз писали, как важно для Голливуда выпускать не отдельно стоящие картины, а связанные персонажами и сюжетами ленты, которые поддерживают друг друга в прокате. DreamWorks Animation, однако, зашла дальше всех в стремлении запустить новую франшизу. В 2013 году она не подписала партнерский контракт с владельцами прав на кукольных троллей Томаса Дама, а купила эти права, оставив компании Dam Things лишь право представлять «Троллей» в Дании. Это были существенные вложения в кукол, которым далеко по популярности до Барби, и большой кредит доверия студийным творцам. Ведь им за три года предстояло переосмыслить старомодных троллей для XXI века и создать полнометражный флагман обновленной франшизы.
Несмотря на сложное финансовое положение студии, боссы DWA поддержали проект, как только могли. Они вложили в «Троллей» 120 миллионов долларов и наняли в качестве ведущего актера озвучания и музыкального продюсера Джастина Тимберлейка. Нельзя сказать, что сейчас Тимберлейк на самой вершине американского музыкального олимпа, но он к ней очень близок. Так, опубликованный в середине мая 2016 года клип Тимберлейка Can’t Stop The Feeling! из саундтрека «Троллей» к настоящему времени набрал более 260 миллионов просмотров, в то время как у официального клипа Let It Go из диснеевского суперхита «Холодное сердце» за три года на YouTube просмотров набралось всего в два раза больше.
Но финансы финансами, а вдохновение за деньги не купишь. Смогла ли DWA создать прочную основу для новой франшизы? Заметьте, что совсем иной вопрос, нежели «Получилась ли у студии замечательная картина?». «Шрэк» был бесспорным хитом, но DWA сама признает, что его продолжения пришлось вымучивать, так как его финал был слишком хеппи-эндным по сказочным меркам. Когда история заканчивается на ноте «И жили они долго и счастливо…», продолжить ее куда сложнее, чем историю, финал которой открывает ворота для новых повествований. Поэтому супергеройские фильмы Marvel всегда в концовках готовят почву для будущих приключений.
Сразу можно сказать, что уроки «Шрэка» DWA на пользу не пошли. «Тролли» изображают противостояние маленьких заглавных героев с гигантами-бергенами, которые пожирают троллей, поскольку не знают другого способа почувствовать счастье (в отличие от бергенов, тролли почти всегда веселы и радостны). Сразу напрашивается параллель с циклом «Смурфики», где синенькие человечки вот уже более полувека отбиваются от чародея Гаргамеля. Для детского мультсериала это вполне подходящая война. «Тролли», однако, исчерпывают этот сюжет в первой же истории! Не будем говорить, как именно заканчивается мультфильм, но очень сомнительно, что описанное в первой ленте противостояние удастся продолжить в сиквеле. «Троллям 2» понадобятся новые конфликты, и трудно сказать, какими они будут.
Почему? Потому что волшебный мир «Троллей» даже проще, чем волшебный мир «Смурфиков». Смурфики – равно как пони из мультсериала «Мой маленький пони» – живут полноценной «человеческой» жизнью. Они владеют разными профессиями, соревнуются, конфликтуют, создают проблемы на свою голову, и это стабильно поставляет сюжетные завязки как для сериалов, так и для полнометражных лент. Тролли же умеют только радоваться и веселиться. Это примитивнейшее утопическое общество, из которого выбиваются лишь персонажи с психической травмой, не позволяющей включиться в общее счастье.
Тимберлейк как раз озвучивает такого тролля – единственного несчастного в его племени. И, конечно (вряд ли это можно назвать спойлером), его беда к финалу сходит на нет. А это значит, что основных персонажей «Троллей» в концовке накрывает такая густая пелена счастья, что совершенно не ясно, куда циклу дальше идти. По крайней мере, в утопическом «Стартреке» герои исследуют космос и натыкаются на врагов. А тролли – народец не только счастливый, но и полностью удовлетворенный, без всякого желания двигать науку, исследовать окрестные края и летать в другие галактики.
Разумеется, талантливый сценарист может найти выход из любого положения, но зачем заранее связывать себе руки? Или творцы DWA, в отличие от начальников студии, не верили, что у «Троллей» будет продолжение?
Кстати, о персонаже Тимберлейка. Он играет в фильме исключительно важную, и не только сюжетную роль. Классические тролли Дама – это в первую очередь игрушки для маленьких девочек. Томас Дам вырезал из дерева своего первого тролля, потому что не мог купить дочери дорогой подарок, и эта сентиментальная история предопределила суть игрушки. Даже после того, как компания Дама стала массово выпускать троллей из пластика. Длинные и разноцветные кукольные волосы – классический компонент игрушек для будущих посетительниц салонов. Напротив, в «войнушку» такими куклами особенно не поиграешь. Разве что больше играть нечем.
Девичья эстетика стала определяющей и для мультверсии «Троллей». Принцесса-тролль в главной роли, сюжетные отсылки к «Золушке», вездесущие гламурные блестки, невероятные волшебные прически, миролюбивое настроение ленты, несмотря на поминания каннибализма… Однако, чтобы как следует заработать, студии нужно было сделать мультфильм не только для девочек, но и для мальчиков.
Персонаж Тимберлейка по имени Цветан как раз и был придуман, чтобы парням было с кем себя отождествлять. Он не терпит всего, что олицетворяет прекраснодушная принцесса Розочка. Он высмеивает ее пение и ее блестки. Он сжигает ее гитару. Он настаивает, что с бергенами нельзя договориться. Короче говоря, он ведет себя как мальчик, который заперт в комнате своей младшей сестры и который чувствует себя как лев в клетке. Это довольно забавно, и это обеспечивает точку зрения, которая позволяет мальчикам и мужчинам в зрительном зале получить от мультфильма удовольствие.
Однако «Тролли», как уже говорилось, видят в Цветане не равноценного Розочке «альтернативного» персонажа, а психически больного тролля, который в финале фильма будет вылечен, чтобы дальше жить как обычный, счастливый и гламурный тролль. Но что «Тролли» будут делать в сиквелах? Заразят хандрой другого персонажа? Или признают, что это сугубо девчоночий цикл? Причем только для тех девочек, которые разделяют отношение Розочки к жизни.
Наконец, продвижение мультфильма с помощью поп-звезд – палка о двух концах. Да, здорово, что в картине задействованы Тимберлейк, Гвен Стефани и шведский дуэт Icona Pop. Но ведь их получают только те зрители, кто смотрит мультфильм на английском языке! В российском дубляже «Троллей» говорят и поют другие люди – в частности, Дима Билан, заменивший Тимберлейка. Получается, что немалые деньги, которые вложены в рекламный посыл «Тимберлейк озвучил тролля!», с точки зрения международного рынка потрачены впустую. Был бы это игровой кинофильм, была бы другая история, поскольку там Тимберлейк торговал бы своей физиономией. А если в дубляже мультфильма голос звезды не звучит, то получается, что она в проекте не задействована.
Кроме того, музыкальный рынок исключительно переменчив. Сегодня ты на коне, а завтра тебя игнорируют. И для сиквела хитового мультфильма ты уже не достояние, а обуза. Правда, Тимберлейк давно держится в звездах, и вряд ли его звезда закатится в ближайшие годы. Однако если он останется на олимпе, найдется ли у него время для нового мультфильма? Это ведь не основная профессия певца.
В общем, чем сильнее вдумываешься в «Троллей», тем лучше видишь, что картина получилась не родоначальницей цикла, а «уникальным» произведением, которое будет нелегко продолжить. И очень странно, что студия обещает один мультфильм, а выпускает совсем другой.
К счастью, это взрослая проблема, да еще и дело будущего. Для основных, маленьких зрителей «Троллей» сейчас важно лишь, что это веселый, красочный и смешной мультфильм с энергичным саундтреком. А что важно для детей, то важно и для родителей. Так что не рассматривайте наши рассуждения и наблюдения как повод не ходить в кино.