Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4zzpPozM Okko Okko
Рецензии

Позорная труба: рецензия на фильм «Финист. Первый богатырь»

Пышный народный блокбастер без души (но с механикой!).

Добавить в закладки

Трейлер

Импортозамещение в отечественной киноиндустрии выходит на новый уровень. Франшизы копятся и разрастаются в геометрической прогрессии, конвейерное производство не остановить. У нас давно есть домашние супергерои — родные, моментально узнаваемые, с принципами и чёткими ориентирами. Компания Yellow, Black and White на протяжении 10 лет кинопроизводства кропотливо создавала имидж многомиллиардных «Холопов», «Чебурашек» и «Последних богатырей» (сделанных совместно с Disney). Пришло время нового архетипушки и первого героя без вмешательства западных партнёров — Финиста Ясного Сокола. Спин-офф и одновременно приквел получился шаблонным, мало забавным, преступно затянутым участником выставки народных промыслов. Что совершенно не помешает ему стать хитом новогоднего проката!

Кирилл Зайцев в роли Финиста на кадре из фильма «Финист. Первый Богатырь»

Кирилл Зайцев в роли Финиста на кадре из фильма «Финист. Первый Богатырь»

Финист (Кирилл Зайцев) — самый известный богатырь Белогорья. О его подвигах слагают легенды, жители деревни мечтают назвать своих детей в его честь, от девушек нет отбоя. Слава кружит молодцу голову, толкает на путь самонадеянного и заносчивого эгоиста, которого вскоре наказывает судьба: во время сражения с очередным монстром Финист теряет зрение. Лишённого всех почестей и привилегий Ясного Сокола вместе с Бабой-Ягой (Юлия Пересильд) и слугой Мелёхой (Сергей Лавыгин) вскоре похищают чужестранцы-завоеватели. Компания попадает в восточные земли и сталкивается с неизведанным в лице учёного-изобретателя Анерифа (Фёдор Добронравов), а сам Финист заново учится быть героем.

Юлия Пересильд в роли Бабы Яги на кадре из фильма «Финист. Первый Богатырь»

Юлия Пересильд в роли Бабы Яги на кадре из фильма «Финист. Первый Богатырь»

В руках главного режиссёра блокбастерного кино России Дмитрия Дьяченко всё приобретает славный лоск стабильности. «Финист» отличается от предшественника полуисторическим, полумифическим сеттингом: Белогорье — неотъемлемая часть Древней Руси с неиссякаемым фольклором и безграничным запасом «молодильных яблочек». Вместо полёта фантазии — добротно выработанная иерархия персонажей и их ценностей. Сценарий «Сокола» тоже не предполагает жёстких расхождений с новой супергероикой: дан вполне примитивный конфликт с коварным представителем псевдонауки Анерифом, чьи изобретения обманчиво завораживают. В ход идут экзотизация Ближнего Востока и демонические техно-черепахи-истребители всего живого (чем конкретно земноводные провинились перед создателями, неясно). Есть и перешедшая из недавнего «Огнива» инклюзивность: утрата зрения — не порок, нужно просто верить в волшебство, и всё пройдёт самым чудесным образом из возможных.

Федор Добранавов в роли Анарифа на кадре из фильма «Финист. Первый Богатырь»

Федор Добранавов в роли Анарифа на кадре из фильма «Финист. Первый Богатырь»

Трансформация героя очерчена пунктирно и лишена очарования народных сказок. Сюжет разворачивается максимально тривиально и неповоротливо, с редкими вкраплениями современности и отсылками к голливудским столпам. Зайцев и компания вынуждены проговаривать механистичный текст и через каждые три минуты добавлять несмешные шутки на грани буллинга. Диапазон колкостей узкий: все они произносятся сайдкиком Мелёхой с зубодробительными интонациями, касаются либо уходящей молодости Яги и её веса, либо неправильного произношения названий «заморских» артефактов и фруктов. Удивляет лишь Добронравов: быть главным антагонистом ему неожиданно к лицу, почаще бы. Романтическая линия Финиста и запертой в темнице Златы потухает, не разгоревшись.

От ощущения полного недоразумения спасают слаженная работа специалистов по визуальным эффектам и пейзажи главного поставщика локаций Казахстана. В качестве дополнения к богатырской кинотрилогии «Финист» безобиден, внимания не перетягивает, служит проходным развлечением для самых юных фанатов. Самостоятельности фильму не хватает до самого финала, и разглядеть зачатки оригинальности невозможно даже в подзорную (или позорную, со слов любителя каламбуров Мелёхи) трубу.

Текст: Егор Козкин
1 комментарий
А
Да уж повеселее и подинамичнее второй части "Охоты на воров".
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2025 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?