
Пышный народный блокбастер без души (но с механикой!).
Импортозамещение в отечественной киноиндустрии выходит на новый уровень. Франшизы копятся и разрастаются в геометрической прогрессии, конвейерное производство не остановить. У нас давно есть домашние супергерои — родные, моментально узнаваемые, с принципами и чёткими ориентирами. Компания Yellow, Black and White на протяжении 10 лет кинопроизводства кропотливо создавала имидж многомиллиардных «Холопов», «Чебурашек» и «Последних богатырей» (сделанных совместно с Disney). Пришло время нового архетипушки и первого героя без вмешательства западных партнёров — Финиста Ясного Сокола. Спин-офф и одновременно приквел получился шаблонным, мало забавным, преступно затянутым участником выставки народных промыслов. Что совершенно не помешает ему стать хитом новогоднего проката!
Финист (Кирилл Зайцев) — самый известный богатырь Белогорья. О его подвигах слагают легенды, жители деревни мечтают назвать своих детей в его честь, от девушек нет отбоя. Слава кружит молодцу голову, толкает на путь самонадеянного и заносчивого эгоиста, которого вскоре наказывает судьба: во время сражения с очередным монстром Финист теряет зрение. Лишённого всех почестей и привилегий Ясного Сокола вместе с Бабой-Ягой (Юлия Пересильд) и слугой Мелёхой (Сергей Лавыгин) вскоре похищают чужестранцы-завоеватели. Компания попадает в восточные земли и сталкивается с неизведанным в лице учёного-изобретателя Анерифа (Фёдор Добронравов), а сам Финист заново учится быть героем.
В руках главного режиссёра блокбастерного кино России Дмитрия Дьяченко всё приобретает славный лоск стабильности. «Финист» отличается от предшественника полуисторическим, полумифическим сеттингом: Белогорье — неотъемлемая часть Древней Руси с неиссякаемым фольклором и безграничным запасом «молодильных яблочек». Вместо полёта фантазии — добротно выработанная иерархия персонажей и их ценностей. Сценарий «Сокола» тоже не предполагает жёстких расхождений с новой супергероикой: дан вполне примитивный конфликт с коварным представителем псевдонауки Анерифом, чьи изобретения обманчиво завораживают. В ход идут экзотизация Ближнего Востока и демонические техно-черепахи-истребители всего живого (чем конкретно земноводные провинились перед создателями, неясно). Есть и перешедшая из недавнего «Огнива» инклюзивность: утрата зрения — не порок, нужно просто верить в волшебство, и всё пройдёт самым чудесным образом из возможных.
Трансформация героя очерчена пунктирно и лишена очарования народных сказок. Сюжет разворачивается максимально тривиально и неповоротливо, с редкими вкраплениями современности и отсылками к голливудским столпам. Зайцев и компания вынуждены проговаривать механистичный текст и через каждые три минуты добавлять несмешные шутки на грани буллинга. Диапазон колкостей узкий: все они произносятся сайдкиком Мелёхой с зубодробительными интонациями, касаются либо уходящей молодости Яги и её веса, либо неправильного произношения названий «заморских» артефактов и фруктов. Удивляет лишь Добронравов: быть главным антагонистом ему неожиданно к лицу, почаще бы. Романтическая линия Финиста и запертой в темнице Златы потухает, не разгоревшись.
От ощущения полного недоразумения спасают слаженная работа специалистов по визуальным эффектам и пейзажи главного поставщика локаций Казахстана. В качестве дополнения к богатырской кинотрилогии «Финист» безобиден, внимания не перетягивает, служит проходным развлечением для самых юных фанатов. Самостоятельности фильму не хватает до самого финала, и разглядеть зачатки оригинальности невозможно даже в подзорную (или позорную, со слов любителя каламбуров Мелёхи) трубу.