
Триллер "Юленька" рассказывает о том, как ужасны могут быть школьницы в гольфиках, если им попадется подходящий Марат Башаров.
Восторженный преподаватель литературы Белов (Марат Башаров) привозит в небольшой городок страдающую астмой жену (Оксана Лаврентьева) и ее дочь. Воздух свеж, повсюду природа, провинциальная архитектура носит приятный оттенок имперского упадка – место, как будто милое, и благолепие не нарушает даже плавающий в озере труп.
Белов готовится стать учителем в женском интернате с высокими стандартами образования – фетишистская форма, отряды барабанщиц и все такое. Однако, 1 сентября он узнает, что недавно в его классе покончила с собой девочка, отмечает, что ясноглазые негодяйки что-то скрывают, и что всем, кажется, заправляет худенькая Юленька – умная вежливая девочка, которая таскает за собой свою красивую, но слегка странноватую маму. Пройдет совсем мало времени, и столичный пижон превратится в истеричное запуганное существо, которое мучают ночные кошмары и еще более живописные кошмары дневные.
Как и большинство российских фильмов, "Юленька" – это немножко тот самый живой нос на мертвом теле, о котором говорил классик. Сыгравшая директрису замечательная Ирина Купченко улыбается так, что хочется вызвать милицию. Девочка-сок из известной рекламы, сыгравшая подручную Юленьки, так же зловеща, как в знаменитом "Ты же лопнешь, деточка". Провинциальный следователь (Стриженов) так искренне спрашивает, склонившись над искалеченным трупом: "И кого мне теперь искать – Кинг Конга?", что понятно – найди он виновного, скажет: "Да вы, Кинг Конг, и убили-с…". Ну и собственно Юленька, которая способна нагнать холоду и на Крупскую, не то что на заезжего учителя. И все эти персонажи столпились вокруг Белова и его жены, которые словно ошиблись дверью и попали сюда из «Любови-моркови». От этого все начинает как-то двоиться и прыгать, как в ненастроенном телевизоре, словно тебе показывают хоррор, где маньяк гоняется за Хрюшей и Степашкой.
Вообще же, то, как вы воспримете "Юленьку", зависит от вашего отношения к такому качеству, как умеренность. Вот, например – белые гольфики школьницы и вырванный из тела позвоночник. Такие вещи многообещающи сами по себе. Чтобы сложить их в одном сценарии, требуется некий порыв, который, невольно начинаешь уважать. "Юленька" – самая радикальная и продуманная попытка сделать местный триллер из всех, что предпринимались за последние годы («Груз 200», понятное дело, не берем). Учитывая, что русских триллеров, вообще говоря, не бывает – чтобы бояться внезапного вторжения зла, нужно, как американцы, жить в домах со стеклянными дверями, а тут все готовы к обороне. "Юленька" же, довольно аккуратно импортировав совершенно другую – японскую традицию ужасного "Звонка" /Ring, The/ (1998), «Кинопробы» /Odishon/ (1999), нашла лазейку в местный морок. Усредненная восточно-европейская архитектура с колоннами, чувство, будто городок отрезан от большой земли не дорогой до поезда, а сумеречной зоной, все вязкое, словно сон – неудивительно, если "Юленьку" прикупят европейцы, они такое любят.
Ведь, в конце концов, важно только одно – интересно ли вам до самого конца, куда делся пропавший в начале позвоночник из неопознанного тела и кто победит: худая синеглазая девочка или суетливый благонамеренный мужчина.
На какой минуте вы начнете чувствовать стул под собой. В случае "Юленьки" – примерно на финальных титрах.