Неудачный сериал Даррена Стара — создателя легендарного «Секса в большом городе»
Молодая американка Эмили (Лили Коллинз) — эксперт по продвижению в социальных сетях. Когда ее начальница отменяет годичную командировку в Париж из-за беременности, Эмили моментально соглашается ее подменить и моментально отправляется из Чикаго в столицу Франции. Жаль, город, в котором она мечтала побывать с детства, оказывается крайне негостеприимным: большинство французов не говорят по-английски, коллеги смеются за спиной и оскорбляют в лицо, а еще наотрез отказываются принимать ее современные идеи. Единственными радостями героини на первых порах становятся личный блог о жизни в Париже, флирт с красавчиком-соседом и свежие булочки.
Даррен Стар, кажется, навсегда останется заложником «Секса в большом городе», а его новые телевизионные проекты будут постоянно сравнивать с культовым сериалом. Вот и при просмотре «Эмили в Париже» как-то спонтанно возникают параллели с его главным детищем. Оно и неудивительно, формально сериал будто вырос из финала «СВБГ», в котором Кэрри уезжает жить в Париж: снова одиночество в большом городе, постоянные рейды булочных и зачем-то повторение эпизода, где героиня наступает в дерьмо (такая вот доступная метафора). Парадоксальным образом 20 летняя разница между сериалами играет против «Эмили в Париже»: проект Netflix выглядит как сериал нулевых, в которой добавили реплики про маркетинг в социальных сетях, инстаграм и гугл-переводчик. Здесь все такое устаревшее — от безвкусных костюмов, в которые надевает героиню Коллинз, до перебивок между сценами, которые лишний раз напоминают, что ах, это Париж. Даже виртуальный секс здесь снят по-старчески, с натянутым до подбородка одеялом и нелепой репликой «ты делай себе, а я буду делать себе».
А ведь в свое время «СВБГ» был чем-то вроде жизненной энциклопедии, в которой можно было найти все: сериал был проводником индустрии моды, а еще пытался давать четкие наставления, но чаще просто приглашал зрителей к обсуждению неудобных, провокационных и комплексных тем, от устаревших моральных норм и физических трудностей секса до сложностей с самореализацией и проблем в отношениях с друзьями, родителями, коллегами и партнерами. Создатели «Эмили в Париже» вроде как тоже пытаются максимально широко охватить трудную жизнь «современной» героини, но решение всех ее проблем они видят в упрямой настойчивости, безграничном оптимизме и обычной удачи. Уважения коллег в первых эпизодах она добивается только потому, что ее пост ретвитнула Брижит Макрон. Наверное, в этом есть какой-то важный урок для зрителей: без лайка медийной личности ты и правда никто.
Впрочем, все эти сравнения с «СБВГ» — меньшая из проблем сериала. Главная — до смешного стереотипный взгляд создателей на Францию и французов. Создатели будто экранизируют то ли безбожно устаревшие шутки, то ли учебник по-французскому языку: парижане постоянно курят, со всеми флиртуют, хамят, оскорбляют, не говорят по-английски, но норовят поправить произношение приезжих, которые только учатся французскому языку. Как кто-то верно подметил, первые эпизоды сериала, в котором Эмили раз за разом становится жертвой языкового барьера, по уровню абсурда выглядят как великая реклама языковых курсов из Балашихи.
На контрасте с злыми местными Эмили — прогрессивная, добрая и дружелюбная героиня, которая ведет свой блог как сборник антропологических заметок о дикарях. Во Францию она, очевидно, приехала с миссионерской миссией: рассказать отсталым французам про рекламу в социальных сетях и научить их жить в мире, пережившем скандалы #metoo. Правда, ее уроки не уходят дальше лубочного феминизма — Эмили объясняет, почему не надо снимать рекламу парфюма с голой женщиной в окружении мужчин, рассказывает об ужасах патриархата, а важного клиента отчитывает за то, что подарил ей неприличный подарок, комплект эротического нижнего белья.
За два месяца до релиза «Эмили в Париже» на Apple TV+ вышел комедийный сериал «Тед Лассо» со схожей фабулой: американец принимает рабочее предложение и переезжает в Европу — там он подшучивает над местной культурой, расстается с оставшейся в США второй половинкой и своим оптимизмом завоевывает расположение людей, которые изначально были неоправданно строги к нему. Правда, там обманчивая наивность контрастирует с личными трагедиями героев — получается такая типичная для создателя «Клиники» чехарда комедии и драмы. «Эмили в Париже» за 10 эпизодов ни разу не преуспеет ни в одном из жанров, хотя, стоит признать, во время просмотра у зрителя не раз возникнет желание то ли плакать, то ли смеяться.