Чересчур идеологизированная мелодрама с обаятельными актерами, которая показывает, почему измена недопустима даже в несчастливом браке
Студентка Нина (Анна Чиповская) не слишком счастлива в браке со своим профессором Александром (Алексей Чадов). Однажды Нина вместо супруга переводит переговоры крупных финансистов с китайскими партнерами, и бизнесмен Сергей (Дмитрий Певцов) пытается ее «закадрить». Сперва женщина хранит верность мужу, но затем под давлением чувств и обстоятельств поддается на ухаживания, и вскоре страстно влюбляется в Сергея. Тот, однако, не спешит переводить Нину из любовниц в жены, так как у него уже есть супруга и ребенок, которых мужчина не хочет потерять.
Современное кино – не важно, западное, российское или восточное – почти всегда исходит из того, что нет ничего важнее страстной любви и что любые преграды на пути чувств должны быть сметены. Если, конечно, это подлинные чувства, а не намеренный обман, как в «Холодном сердце». Конечно, любовь может обжигать и даже убивать, но это не отменяет ее ценности и значимости.
Новый фильм Владимира Бортко («Собачье сердце», «Тарас Бульба») идет наперекор этой идеологии. Его основную идею в начале и в конце фильма прямо, без обиняков выражают главные герои: «Нет ничего важнее договора между супругами, в котором те обязуются быть вместе и никогда не изменять». По мнению создателей картины, страстная любовь – это опасное и быстро проходящее заболевание, и поддаваться такой любви так же глупо, как расчесывать там, где чешется, усугубляя болячку. Верность куда важнее страсти, потому что это прочный фундамент отношений. В то время как безумная любовь разрушает жизни и загоняет людей в тупик.
Режиссер настолько уверен в своей правоте, что иллюстрирует ее отнюдь не однозначным примером. Да, Нина «другому отдана», но что на самом деле связывает ее с Сашей, кроме общего интереса к китайскому языку? Секс, который женщину не слишком устраивает? Отношения, в которых Саша регулярно попрекает ее тем, в чем она не виновата? Финансы, которые поют романсы? Детей у них нет, и брак явно был заключен тогда, когда Нина еще была вчерашней школьницей, едва начавшей постигать взрослую жизнь. Так почему же поход в загс должен предопределить всю ее дальнейшую жизнь, «пока смерть не разлучит нас»? И тем не менее картина настаивает, что Нина должна быть верна Саше, потому что любой другой вариант еще хуже.
Схожая история с Сергеем. Да, у него есть сын, и все мы знаем, что дети страдают от развала семей. Но они страдают и от того, что родители едва терпят друг друга, но остаются вместе и едят друг друга поедом. Еще вопрос, что хуже – приходящий папа или дом, где такая атмосфера ненависти, что там невозможно находиться. Отношения Сергея и его жены почти дошли до точки кипения, и жизненный опыт подсказывает, что это проблема, которую нельзя решить «через не могу». Возможно, измена и развод – не выход, но что-то делать явно надо.
Обычно фильмы изображают столь запутанные и неоднозначные житейские коллизии, чтобы показать, что на сложные вопросы нельзя давать простые ответы. «О любви», однако, исходит из того, что простой ответ есть: «Не предавать». И он сводит повествование к демонстрации того, что предательство может окупиться финансово, но оно никогда не окупается эмоционально, и что от того, что с ними произошло, жизнь героев только ухудшилась. Самые разительные перемены переживает Нина, которая по ходу действия превращается из заслуживающей понимания и сочувствия молодой женщины в существо, которое вызывает в лучшем случае гадливую жалость.
Это, кстати, большая проблема для «смотрибельности» ленты, поскольку деградация главной героини и других персонажей под действием «любовного вируса» приводит к тому, что уже в середине повествования становится не за кого переживать. Не лучший ход для преимущественно разговорной и банально снятой мелодрамы, которая выстроена вокруг романтических коллизий и обаяния героев. Когда один из двух столпов картины рушится, фильм превращается из занятного зрелища в череду скучноватых событий с посторонними людьми.
С другой стороны, ведущие актеры на всем протяжении ленты остаются привлекательными. Трудно не согласиться с режиссером, когда он говорит в интервью, что Дмитрию Певцову надо чаще играть романтические роли, потому что он для них отлично подходит, и что Алексей Чадов может быть интересен и органичен в роли нестандартного профессора с мачо-замашками и даном по восточным боевым искусствам. Ну, а про то, как великолепно смотрится Анна Чиповская в откровенных эротических сценах, и говорить не нужно. Это и так очевидно. Поэтому «О любви» лучше всего подходит тем зрителям, кто так любит этих актеров, что готов простить их персонажам даже самые некрасивые и непроходимо глупые поступки.
Еще одним украшением картины оказывается Александр Лыков, сыгравший заместителя и приятеля персонажа Певцова. Циничный юмор его героя разбавляет серьезность повествования и подслащает горькую пилюлю, которую Бортко прописал публике. Хотя «сладость» тут относительная. Шутки у персонажа скабрезные, а не милые, и тех консервативных зрителей, которые разделяют житейскую философию режиссера, такие приколы могут разозлить. Впрочем, это не настолько важная часть ленты, чтобы испортить от нее впечатление.
С 23 марта в кино.