Обаятельное продолжение легендарной трилогии — в этот раз, кажется, и правда последнее. Нет, ну правда
Вуди, Базз и все их друзья счастливо живут у новой владелицы — милой девочки Бонни, которая вот-вот пойдёт в первый класс. Однажды, не без помощи пластмассового ковбоя, Бонни приносит из школы самодельную игрушку — мистера Вилкинса, сделанного из одноразовой посуды и прочего хлама. Он становится любимчиком и затмевает всех фабричных друзей, но сам он этому не то чтобы рад. И когда семья отправляется в путешествие на машине, не до конца осознавший свой переход от куска мусора к разумной игрушке Вилкинс сбегает через окно — Вуди, как всегда страдающий от обострённого чувства долга, отправляется его спасать.
Продолжение «Истории игрушек» было обречено на некоторый скепсис в свой адрес: уж больно логичным, красивым и со всех сторон идеальным было завершение франшизы в третьем фильме. Проникновенное прощание героев с Энди — проекцией маленького зрителя, вместе с которым он неизбежно повзрослел, — не подразумевало ни эпилогов, ни продолжений. Это было бесповоротно завершённое путешествие, которое мы делили с героями долгие 15 лет, и единственный путь, куда, казалось, мог пойти новый мультфильм, ощущался почти предательским. Да, мы простились с игрушками и смирились, что стали слишком для них взрослыми, но уж очень не хотелось видеть, как новый владелец вырывает им пластмассовые ноги и мажет в грязи.
Но, как оказалось, финал третьей части не врал: «Игрушки» после смены хозяина остались в надёжных руках. Сам четвёртый фильм не похож на отчаянную попытку найти нового зрителя — скорее на ещё одну ностальгическую, горько-сладкую эпитафию по былым денькам. Его и писала в основном всё та же старая команда — успел поучаствовать в сценарии даже опальный ныне Джон Лассетер, — и вместе с ними никуда не ушла та элегическая интонация, что красила третью часть.
Сценаристы очень ловко обошли завершенность прошлого фильма, найдя в нём одну интересную лазейку — пропажу фарфоровой пастушки Бо Пип, которая молча исчезла где-то между второй и третьей частями. Во многом из-за этого для необязательного сиквела «История игрушек 4» выглядит удивительно… к месту. Словно она изначально была в глобальных планах авторов — настолько органичным кажется тот конфликт, что возникает здесь в душе вроде бы нашедшего покой Вуди. Если всю трилогию он посвятил службе другим и в конце смиренно принял новое место и нового ребёнка-хозяина, то тут ему впервые предлагают пожить для себя, чего он, конечно, не умеет и не знает. А игры оставить молодым: конкретно — самодельной игрушке из, кхм, мусора и палок, которую всё тянет обратно в помойку.
В этом четвёртая «История игрушек» сильно напоминает «Тачки 3» — другой пиксаровский мультфильм о смене поколений, смирении и принятии, с такой же мило-старческой интонацией. Здесь совсем нет злодеев, даже страшные как смерть куклы прямиком из «зловещей долины» оказываются, в общем, жертвами обстоятельств. Единственное, что по-настоящему движет героями, — желание уравнительного счастья для всех даром, и пусть, как говорится, никто не уйдёт обиженным. Их филантропизм как никогда наивен, но он совсем не детский: это совершенно зрелое человеколюбие, подкупающе сентиментальное и почти сакральное в своей неумолимой вере в мировое добро.
«Пиксар» продолжает ловко играть со зрительскими нервами, одними и теми же, казалось бы, приёмами, удачно расставленными акцентами и мелодраматичной музыкой вызывая град слёз у всех, кто сохранил что-то хотя бы отдалённо похожее на человеческие чувства. «История игрушек» помимо всех интертекстуальных достоинств вообще богата на эмоции: тут и грустно, и страшно (куклы правда очень жуткие), и очень смешно. Большую часть юмора, правда, отдали новоприбывшим: той самой самодельной игрушке с говорящим именем Вилкинс, уморительной парочке плюшевых хулиганов и особенно великому Дюку Бабаху, каскадёру-пижону с потрясающе абсурдной бэкстори и голосом Киану Ривза (но, конечно, не у нас). Из старой гвардии чудит только Базз Лайтер — жаль, уже без «испанского режима».
Где-то в интервью представители Pixar успели пообещать, что «История игрушек 4» — последний сиквел именитой студии, и дальше будут только на сто процентов оригинальные проекты. Если так, то уход старых франшиз можно считать вполне эффектным: закрыв все гештальты и спокойно уйдя на покой аж два раза подряд, они наконец могут спать спокойно. Их место займут новые игрушки — возможно, кривые, косые и глуповатые, но это ничего, ещё успеют поумнеть и, может, стать лучше прежних. Да и детям вроде нравится — а ради кого ещё стараться?
С 20 июня в кино.