Любующийся внешними проявлениями, яркими красками, необычным визуальным даром Сергея Параджанова фильм не касается многих важных вещей в жизни режиссера и художника. Понимания творчества зрителю не добавит, но толчком к просмотру работ Параджанова послужить может
Любующийся внешними проявлениями, яркими красками, необычным визуальным даром Сергея Параджанова фильм не касается многих важных вещей в жизни режиссера и художника. Понимания творчества зрителю не добавит, но толчком к просмотру работ Параджанова послужить может.
Жизнь Сергея Параджанова побросала по городам, республикам и странам. На Украине он снял свой главный фильм «Тени забытых предков», отбывал свой тюремный срок на российской территории, мировое признание получил в Париже, старость встретил в доме своих родителей в Тбилиси, умер в Ереване. Путешествуя по миру, превозмогая людское непонимание и черствость советской системы, великий режиссер и художник никогда не терял своего особенного взгляда на жизнь. Только его удивительная открытость, необычная точка зрения и любовь давали Параджанову силы творить даже тогда, когда сломался бы любой другой.
О Сергее Параджанове снято немало документальных фильмов, его наследие по косточкам разбирают в киношколах, снятые им картины продолжают смотреть, коллажи продолжают выставлять в галереях. По-настоящему гениальному человеку всегда есть чем поделиться с новыми и новыми поколениями, поэтому появление биографического фильма о Параджанове совсем не удивительно – его жизнь и творчество дают массу возможностей для интерпретаций, анализа, ведущих, в свою очередь, к пониманию времени, страны, общества позднего советского периода. Подходы, правда, к такой биографической картине могут быть разными, и «Параджанов» воплощает, пожалуй, самый простой путь – краткий пересказ наиболее известных фактов из жизни режиссера с самыми несмелыми авторскими ремарками.
Открыв ту же Википедию, любой может прочитать главные вехи в жизни мастера: киевский период творчества, женитьба, «Тени забытых предков», выступления в защиту украинской интеллигенции, обвинения, тюрьма, возвращение в Тбилиси, съемки «Легенды о Сурамской крепости». Точно так же показывают жизнь Параджанова и создатели ленты – скрупулезно, глава за главой перенося справочные данные на экран. Жизни в картину должны были добавить какие-то сцены, вдыхающие неспокойное творческое начало в персонажа, но из этого получились либо инсценировки известных «киношных баек», вроде того конфликта, что произошел между Параджановым и его оператором в первый день съемок «Теней», или визита Марчелло Мастрояни в дом к Параджанову, либо «лубочное» представление о том, как внутренний мир художника, выплескиваясь, всех окружающих делал его сторонниками – сюда можно отнести и тюремные сцены, и отношения Сергея с его женой.
Именно творчество и особенный подход, кстати, выделяют Параджанова из числа не только простых советских людей, но и ряда гениев того времени. Необычный его взгляд на простые, даже порой банальные вещи режиссер картины Елена Фетисова старательно пытается перенести на экран, но манера работы Параджанова не слишком подходит для формата ленты – соцреалистичные, сюрреалистичные и гиперболизированные художественные эпизоды смотрятся забавно, но из общей канвы выпадают, растворяются, словно это не грань жизни персонажа, а его сиюминутный сон. Впрочем, нужно отметить, что авторы со всем старанием подошли к систематизации и демонстрации приемов режиссера и визионера Параджанова – пусть это не академическое исследование внутреннего мира художника, но при этом особенная дань памяти, почтительная и полная уважения.
Безусловно, всю картину на себе «тащит» Серж Аведикян, исполнитель главной роли, и это, пожалуй, несомненный успех фильма. Экранный Параджанов получился действительно многогранным, в нем чувствуется творческое начало, в нем видится масса нереализованного, бездна эмоций, которую не смогли заполнить ни теплые человеческие отношения, ни холодные беспощадные удары судьбы. Такой человек действительно мог зарядить своим энтузиазмом, вселить уверенность в любого в своем окружении. Другим героям столь глубоко раскрыться не позволяет ни формат, ни скромный хронометраж, впрочем, это и не обязательно – в жизни Параджанова они лишь детали бесконечного коллажа жизни, который этот художник незримо складывал каждым днем своей биографии.
Фильм не даст ответа на вопрос, как сформировался особый ракурс видения мира Параджанова, не объяснит, почему его творчество столь значимо и в чем его новаторство, не подскажет, что в этих странных национальных картинах нашли мастера с мировыми именами Федерико Феллини, Франсуа Трюффо, Лукино Висконти. И в этом главный парадокс фильма – тем, кто знаком с жизнью и творчеством Параджанова, ничего нового фильм не расскажет, тем же, кто знакомится с режиссером впервые, лента не объяснит даже азов. Обращенная сама в себя картина хороша как дань памяти, но как толчок к дальнейшему изучению творчества Параджанова слаба и несмела. Благо, сам Параджанов в таких «костылях» не нуждается, фильм скорее популяризирует имя, но ни в коем случае не анализирует, не подводит черту и не делает выводов, оставляя это зрителям.