Что посмотреть
Последний богатырь. Наследие Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4VtXkezW
Рецензии

Рецензия на четвертый сезон сериала «Черное зеркало»

Заметно сбавивший напор и степень оригинальности некогда вызывающий сериал скатился к набору технотриллеров без особой изюминки

Добавить в закладки

Трейлер

Мир цифрового будущего все так же угрюм и неприветлив, хотя и кажется на первый взгляд сияющим и гламурным. В нем можно стать пленником фантазий психопата, клонировавшего тебя для своих утех, можно оказаться под неусыпным контролем родителей, имеющих свое представление о добре и зле, можно вмиг превратиться в серийного убийцу, если попытаешься скрыть ошибки прошлого, можно потерять любовь, доверившись системе подбора спутника жизни, можно стать мишенью для взбунтовавшихся роботов-овчарок или оказаться подопытным в экспериментах с пересадкой сознания. Остаться человеком в таких условиях непросто, а любое решение оказывается худшим, но такова жизнь героев «Черного зеркала».

Кадр из сериала «Черное зеркало»

География съемок в четвертом сезоне стала самой обширной для сериала, съемочные группы работали в канадском Торонто, британских Суррее и Девоне, в исландском Рейкьявике и в испанской Малаге

Разница между менталитетами британцев и американцев особенно хорошо заметна, когда они берутся за одну и ту же творческую работу. Если у англичан Холмс – чопорный аристократ, то американцы демонстрируют опустившегося наркомана, если по одну сторону Атлантики Дракула нагоняет страх, то по другую становится посмешищем, что уж говорить о смыслах и настроениях, они меняются на противоположные. Сериал «Черное зеркало» – великолепный этому пример. После двух первых сезонов шоу перебралось с BBC под юрисдикцию Netflix и, хотя формально осталось британским, резко изменило свое направление. К четвертому сезону в «Зеркале» не осталось вызывающих моральных дилемм, вызовов обществу или мрачной сатиры, теперь это просто набор короткометражных фантастических триллеров, не особенно оригинальных, поверхностных и делающих акцент в большей степени на визуальной составляющей, нежели на содержании.

Кадр из сериала «Черное зеркало»

Постановщиком эпизода «Повесь диджея» выступил режиссер Тимоти Ван Паттен, под чьим руководством были сняты лучшие серии таких шоу, как «Прослушка», «Подпольная империя», «Клан Сопрано», «Тихий океан» и «Игра престолов»

Новое «Черное зеркало» по-прежнему радует участием в проекте заметных постановщиков и узнаваемых актеров: режиссурой на этот раз занялись Джоди Фостер и Колм МакКарти, Дэвид Слейд и Тоби Хейнс, а в кадре появились Джесси Племонс, Андреа Райсборо, Джо Коул, Летиция Райт и многие другие. Вот только этот набор разномастных персон так и не складывается в полноценный ансамбль, каждая из серий выглядит либо затянутой, либо бессмысленной, либо впустую растрачивает потенциал – не топовый сериал, а набор высокобюджетных студенческих курсовых работ. Каждый эпизод оставляет ощущение недосказанности и недодуманности, будто в него не стали вкладывать душу.

Кадр из сериала «Черное зеркало»

Прежде всего, удручает отсутствие оригинальных идей, то, что и отличало первоначальное «Черное зеркало» от остальных телепроектов. Эпизоды «Архангел» и «Крокодил» вновь эксплуатируют придумку с воссоздаваемой и записываемой памятью, серии «Каллисто» и «Повесь диджея» в очередной раз обращаются к вопросам клонирования сознания, а «Черный музей» делает попытку повторить одновременно формат праздничного «Белого Рождества», идею аттракциона с пытками осужденного и все те же пересадки разума – скучно, друзья. И не подумайте, что неупомянутый эпизод «Железяка» выгодно выделяется – наоборот, он хуже всего остального тем, что похож даже не на любой постапокалиптический фильм, а всего лишь на короткий эпизод из него.

Кадр из сериала «Черное зеркало»

Собственно, именно пятая серия нового сезона и подводит черту под теми изменениями, каким подверглось «Черное зеркало» в руках новых хозяев. Раньше шоу предостерегало зрителя, говорило о том, что, какими бы ни были технологии, они будут использовать людские слабости, опираться на пороки и низменные желания, человек, а никак не гаджеты, будет главным врагом себе. Теперь же нас тупо ставят перед фактом: роботы и искусственный интеллект восстанут и нам всем конец. Просто потому что.

Кадр из сериала «Черное зеркало»

И все же, даже после всех расстройств, новый сезон заслуживает просмотра, пусть даже и однократного, хотя бы из-за нескольких стилистических находок. «Каллисто» ведь действительно снят удивительно здорово, этот эпизод затыкает за пояс и «Орвилл», и «Звездный путь: Дискавери» одной левой. В «Черном музее» проглядывают нотки классических «лавкрафтовских» ужастиков вроде «Реаниматора», «Извне» или «Некрономикона». «Повесь диджея» содержит редкий для «Зеркала» романтический заряд, а из «Архангела» вполне могла получиться добротная полнометражная сайфай-драма. Это все еще любопытное зрелище, пусть и не столь новаторское, каким было изначально.

«Черное зеркало» образца 2017-го утратило тонкость, эпатаж, энергетику, оно перестало бить под дых и выкручивать руки неудобными вопросами. Упор теперь сделан на зрелищность и массовость, настроение более позитивное и не столь упадническое, как это было в 2011-м. И это тоже своеобразное проявление цифровой эры, о котором предупреждали авторы оригинальных первых эпизодов. Помните серию про революционера, приставившего себе осколок стекла к горлу и декламировавшего с экрана правду-матку. «Черное зеркало» стало им, проповедником на зарплате, провокатором по заказу, гламурным свистком для спуска пара. И это лучшее подтверждение того, что «черное будущее» уже здесь.

 
Текст: Евгений Ухов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?