Вся сотканная из переигрываний и сюжетных перегибов, драма взросления и осознания своего места в обществе, интересная некоторыми актерскими работами, но отталкивающая предсказуемостью и плоскостью
Вся сотканная из переигрываний и сюжетных перегибов, драма взросления и осознания своего места в обществе, интересная некоторыми актерскими работами, но отталкивающая предсказуемостью и плоскостью.
Шестнадцатилетний Мелони – совершенно неуправляемый подросток. С шести лет он то и дело попадает под пристальный взгляд судьи, которая по французским законам вынуждена делать все, чтобы мальчик мог адаптироваться к жизни в обществе. Но Мелони лишь крадет сумочки и угоняет автомобили, вместо того чтобы учиться, и крушит и ломает все, до чего может дотянуться, вместо созидания. Кривая через воспитательные работы, через трудовые лагеря и исправительные центры приводит подростка в тюрьму в тот самый момент, когда нужно сделать выбор: или ты остаешься инфантильным балованным ребенком, или превращаешься во взрослого ответственного мужчину. Мелони делает свой выбор.
«Кто в армии служил, тот в цирке не смеется», – гласит одна из современных российских пословиц. Ее в полной мере можно применить к новой французской кинокартине «Молодая кровь» режиссера Эмманюэль Берко, выступившей на последнем Каннском фестивале фильмом открытия. Нашим зрителям, воспитанным на «Республике ШКИД», проутюженным «Курьером», «Взломщиком» и «Плюмбумом», а затем отполированным «Все умрут, а я останусь» и «Детям до 16», на потуги европейских «трудных подростков» смотреть если не смешно, то забавно – их бы в наши условия… И все же мимо ленты с Катрин Денев в одной из главных ролей мы пройти не можем. Смеяться не будем, но поругаем.
Конечно, мы не станем примерять на себя роль знатоков социальных механизмов взросления, не будем корчить из себя детских психологов и не станем притворяться специалистами по ювенальной юстиции европейского правосудия – в конце концов это всего лишь кино. Но невозможно относиться к повествованию серьезно, если проникнуться проблемами, характерами, эмоциями героев становится сложно. А такие сложности есть. Дело в том, что Берко рисует своих героев крупными толстыми мазками, и от этого они выглядят не столько выпуклыми, сколько нарочито карикатурными. Мальчишка, с яростью припадочного переворачивающий столы и крушащий машины, – можем себе представить, но считаем это перегибом. Мамочка, постоянно находящаяся под какими-то средствами, с затуманенными глазами, несвязной речью и абсолютно не способная к воспитанию детей – видели такое, но и тут краски сгущены. Воспитатель, идущий на жертвы в личной жизни и профессиональной карьере ради своих сорванцов, – бывают примеры, но это редкие птицы.
Собравшая эту коллекцию в разной степени странных людей в один фильм режиссер на простом перечислении не останавливается, она ставит их в предсказуемые, очевидные настолько, что реальными их никак не назвать, обстоятельства. Побеги из лагерей и центров? Обязательно. Авария и покалеченные жизни? Непременно. Первая внезапная любовь? Будет. Незапланированная беременность? А как же. Берко, кажется, даже не пытается добиваться хоть какой-то реалистичности – если есть герой-плохиш, давайте выжмем его до капли. Под тот же пресс идут и все остальные герои: мама опустится на самое дно, воспитатель разочаруется в своих идеалах, судья останется единственным человеком, верующим в чудо исправления. Ощущение того, что все это мы в том или ином качестве уже видели, не оставляет. Французы катаются по полю, вспаханному еще в прошлом веке по обе стороны океана, добавляя собственного колорита (а как же без этических вопросов и проблем экономики?) и пытаясь воздействовать на зрителя яркими актерами.
Актеры, кстати, наиболее сильная часть ленты. Пусть всем участникам действа приходится сильно пережимать, пусть постановка отдает театральностью, а глаза навыкате очень быстро утомляют, нужно отдать должное тем, кто размазывает в кадре «сопли» или холодно выносит приговоры, внутри борясь с желанием проявить материнские чувства к подросткам. За исключением пары откровенно манипулятивных сцен, хорош Бенуа Мажимель, с искрой, хоть и переигрывая, дает жару Сара Форестье, Эверестом возвышается над всеми даже не особенно утруждающая себя Катрин Денёв. Но главное внимание стоит обратить на дебютанта Рода Парадо – мальчишка играет размашисто, ярко, дерзко. Неся в себе французские черты, парень способен на интернациональную славу и успех, если с проектами будущего ему повезет.
Что же касается социальных подтекстов, аллюзий на божественное, размышлений авторов о несправедливости современного мира и опасностях, подстерегающих детей в современном обществе, – все это получилось несколько местечковым с точки зрения российских реалий. Интересно, но слишком культурологически далеко. Уговаривающий новичка-заключенного пойти на праздничный обед директор тюрьмы – это сказка, какой бы социальной драмой она ни прикрывалась. А в сказки верить можно, но только под очень молодую кровь.