За час Пьер-Анри Жибер рассказывает о революционерке и одной из ключевых фигур французского кинематографа — Аньес Варда.
Под ребячливую музыку на экране сменяются черно-белые фотографии девочки с прической-бобом, пока закадровый голос уверяет: перед нами история одной из величайших кинематографисток. Любительница авангарда и экспериментов, Аньес Варда вошла в историю как бабушка «новой волны», но этого недостаточно. Многие уверены, что творчество Варда воспринимается с недостаточным восторгом по сравнению, например, с дифирамбами Трюффо и Годару: вместе с ними Аньес стояла на революционных баррикадах нового киноязыка. Однако «Варда навсегда» не берется доказывать обратное — вместо этого картина документалиста Пьер-Анри Жибера рассказывает прежде всего о человеке, а потом уже о режиссерке.
«Варда навсегда» вполне передает характер главной героини: в буйстве красок и быстром монтаже не сразу можно понять, с кем мы все-таки имеем дело. Такое впечатление наверняка было у всех, кто знакомился с кинематографом Варда — именно для первой встречи и создан фильм Жибера. В нем не раскрывается тайн, которые не хотела бы ворошить сама Аньес: щепетильные моменты личной жизни рассказываются кратко и в крайне уважительном тоне, ведь речь совсем не об обратной стороне медали. Варда сама справилась с тем, чтобы рассказать про себя дословно: в 2019 году вышел документальный фильм «Варда глазами Аньес» — исчерпывающий рассказ о 60-летней карьере режиссерски. В том же году Аньес умерла, словно под конец жизни решила объясниться перед всеми разом.
Жибер не пытается удивить зрителя новым взглядом на документальный жанр: «Варда навсегда» вполне линейна, сделана по всем канонам жанра, и для режиссера явно важнее погрузить в контекст, а не поразить. В картине чувствуется бережное отношение к героине, которая и без драматургических поворотов всегда оставалась непонятой: хоть коллеги по цеху и разделяли ее радикальные по меркам конца 60-х годов взгляды, но сама Аньес не хотела оказаться в кругу синефилов-интеллигентов. Варда была одна, выбрав такой статус совершенно осознанно. И хотя Жибер дает высказаться многим культурным деятелям, — так, например, творческим видением режиссерки восхищается Джейн Биркин, — большая часть фильма состоит из отрывков из интервью или архивных кадров, где главное слово остается за самой Аньес. Главная цель картины — доказать, что Варда не просто долгожительница, а вечный творец, обсуждать которого будут еще много десятков лет.
Стерильным этот документальный фильм тоже не назовешь — слишком много в нем сентиментальности, чтобы быть похожим на обычный пересказ. Ключевым моментом повествования становится смерть Жака Деми — мужа Аньес, создателя «Шербурских зонтиков». Трагедия приостановила режиссерские порывы и желание творить в принципе: Варда, с лица которой никогда не сходила улыбка, вдруг замерла. Спасти ее могло только чудо, и оно случилось — в виде картошки в форме сердца, которую кинематографистка случайно нашла посреди поля, будто в доказательство своего упорства и готовности взяться за новую картину. Суеверным людям четырехлистник приносит счастье, Аньес — причудливый корнеплод. До последнего Варда сохраняла не показную наивность и немного детский взгляд на жизнь: словно ребенок, она не боялась ошибиться или отходить от правил, ведь никто и ничто не могли ее переубедить. Жиберу удалось передать бесхитростность Аньес, и кажется, что это было главной задачей фильма. Бабушку новой французской волны невозможно узнать за час, сам выбор такого хронометража — уже намек на необъятную биографию. Однако «Варда навсегда» рассказывает самое главное, точно передает легкую беспечность Аньес и оставляет решение познакомиться с режиссерской поближе за самим зрителем.
Смотрите фильм «Варда навсегда» в рамках Beat Film Festival.