Автор "Свободного плавания" Борис Хлебников снимает новый фильм. Мы побывали на съемочной площадке "Сумасшедшей помощи" и расспросили режиссера о свиньях.
Режиссер Борис Хлебников, в котором некоторые видят будущее отечественной кинематографии, решил снимать свой третий по счету фильм в уездном городе, что в двух с половиной сотнях километров от столицы.
Фильм называется «Сумасшедшая помощь» (2008). Главный герой – белорусский гастарбайтер Женя, которого оправляют на заработки в Москву. Там в первый же день Женю избивают, грабят, обрекая на судьбу бомжа, но находится добросердечный москвич, который его подбирает, обогревает…
Москву решили снимать в провинции, потому что так проще и быстрее, а типовые микрорайоны, все равно, везде одинаковые. В тот день, когда нас позвали поприсутствовать на площадке, группа должна была снимать сцену в туалете взаправдашнего милицейского участка. Заранее объяснили, что в участке фотографировать будет нельзя, потому что "место режимное" и попросили не раскрывать его местоположение, порядковый номер и прочие атрибуты – так что город не называем, скрыв гордое имя под традиционной буквой N.
В туалетной сцене, как было вычитано из сценария, антагониста главных героев полковника милиции Годеева (в исполнении Игоря Черневича) отчитывает его начальник: за утрату важной папки и вообще неподобающее званию поведение. Там же в сценарии были сделаны занимательные примечания к реквизиту: "повесить двери на кабинки" и "убрать запах". Может быть, секретность объекта объяснялась вовсе не его режимностью…
В гостинице, откуда мы должны были отправиться в милицию, от трудов праведных отдыхал исполнитель главной роли Евгений Сытый, актер и художественный руководитель кемеровского театра "Ложа", того самого, откуда происходит и другой Евгений – Гришковец. Роль Жени изначально писали именно под Сытого, игравшего в «Свободном плавании» (2006) речистого главу бригады ремонтников.
Первый вариант сценария актеру не понравился и, вроде как, даже очень не понравился, хоть и писался под него. Но внесенные исправления произвели чудеса – авторы терпеливо выслушивали все пожелания и ремарки. Например, сцену с избиением Жени Родионов и Хлебников вписали по почину и по печальному личному опыту самого Сытого. В итоге актер остался доволен: "Фильм очень нравится. Даже если его будут критиковать, когда он выйдет на экраны, для меня это не будет иметь никакого значения, потому что я в него влюбился – в этот фильм, в эту работу".
Милицейский участок оказался двухэтажным строением мышастого цвета, из окружающего типового пейзажа он выделялся разве что колючей проволокой по верху забора. На заднем дворе стояли гримваген и софиты. Один светил в окно, замазанное белым, уже слегка облупившееся и выдававшее этим свою принадлежность туалету. За окном и шла съемка.
В какой-то момент из недр за железной дверью появилась второй режиссер Ольга Гранина и объявила, что сейчас поставит корреспондента в угол в мужском туалете. Корреспондент с готовностью закивала и заспешила внутрь. Угол оказался выражением отнюдь не фигуральным – другого свободного места в, уборной, не отличавшейся королевскими размерами, не наблюдалось, почти весь предбанник занимали, каждый за своим немаленьким блоком аппаратуры, звукооператор и режиссер.
Человек суетен, и в первую очередь у режиссера хотелось спросить про свинью. Рассказывают, что режиссер Хлебников как-то ее увидел в шоу "Минута славы", и так удивительно совпало, что ему действительно нужна была свинья для съемок фильма.
Свинку вначале фильма продает сестра главного героя, вообще говоря, одновременно сплавляя с рук и главного героя. По сюжету нужен был здоровый деревенский хряк. Свинья из телевизора, как рассказал режиссер, показалась ему подходящей. Он отыскал телефон хозяйки. Та, как оказалось, вместе с Хаврошей, так зовут свинью, проживает в Петербурге, в четырехкомнотной "пока коммунальной" квартире на Исаакиевской площади и согласна приехать на съемки.
Хлебников объяснил, что по телевизору скотина выглядела довольно крупной, а когда приехала, оказалась малюсенькой карликовой, совсем не похожей на деревенскую. Кроме того, была нужна свинья мужского полу, а хрюшка приехала абсолютно беременная. Хозяйка сформулировала так: она не хотела режиссера огорчать. От свиньи пришлось отказаться.
Подходящий сочинский хряк нашелся, ко всеобщему счастью, в местном цирке, где пребывал на гастролях. Карликовая же свинка оправилась производить потомство в квартиру на Исаакиевской площади. Хряк, как рассказал Сытый, был весом 200 кило и по грудь актеру, который должен был тягать его на руках.
Также в съемках, рассказали нам, участвовала собачка по имени Сос. Бедняжку вынуждали метаться в толпе путем многоголосого выкликания ее имени с разных сторон, вероятно, сея смятение не только в ее душе, но в душах случайных прохожих. Впрочем, это уже совсем другая история.
Пораженные сложной жизнью разнообразных млекопитающих, мы отправились домой. Город N., что в двух с половиной сотнях километров от великодержавной столицы, мелькнул впотьмах милицейским участком и почти тысячелетней историей и растворился в темноте.