Древний Египет давно стал историей, но пирамиды его стоят, а проклятия его живут. Если не в реальной жизни, то в голливудском кино. Студия Universal, режиссер Алекс Курцман и суперзвезда Том Круз напоминают об этом в мистическом блокбастере
Древний Египет давно стал историей, но пирамиды его стоят, а проклятия его живут. Если не в реальной жизни, то в голливудском кино. Студия Universal, режиссер Алекс Курцман и суперзвезда Том Круз напоминают об этом в мистическом блокбастере, корни которого уходят в египетское прошлое и голливудскую историю. Новая картина называется так же, как и ее предшественницы 1932 и 1999 годов, – «Мумия».
Мы не можем до выхода фильма в России раскрыть все его тайны, но мы многое можем рассказать о ленте, в которой современные американцы находят древнеегипетское захоронение и выпускают на свободу призрак дочери фараона, обретшей запредельную магическую мощь. Принцесса Аманет куда опаснее, чем самые безумные поклонницы Круза, и она столь же одержима!
Предыстория фильма
Даже в наши дни, когда Голливуд обычно находит сюжеты новых картин в старых фильмах, книгах и комиксах, американское кино часто обращает внимание на то, что творится по всему миру. В прошлом же, когда «ремейкать» еще было особенно нечего, такое случалось постоянно. Вот и «Мумия» 1932 года, к которой восходит нынешний блокбастер, началась с чтения газет, а не комиксов.
В 1922 году археолог Говард Картер после многолетних поисков нашел гробницу фараона Тутанхамона. Сокровища абсолютного большинства египетских гробниц и пирамид были разграблены еще в древние времена (египтяне считали фараонов богами, но крали у них как у людей), но гробница Тутанхамона почти не пострадала, и археологи были поражены ее богатствами. Вскоре к ним присоединились журналисты, а затем и читатели всего мира. Хотя для египетской истории Тутанхамон почти не имел значения (он правил девять лет и мало что совершил), в 1922 году он стал самым известным и популярным древним правителем. Ему посвящали популярные песни, его именем называли всевозможные товары, а президент США Герберт Гувер дал своей собаке кличку в честь «короля Тута», как ласково называли фараона.
У нахлынувшей на всю планету волны интереса к Древнему Египту была темная сторона – мрачные слухи о «проклятии фараона». Мол, многие из тех, вскрыли гробницу Тутанхамона, вскоре скончались от загадочных болезней, потому что разгневанный Тут отомстил им за нарушение его покоя.
Эти слухи были спровоцированы скоропостижной смертью спонсора раскопок лорда Карнарвона, который скончался через несколько месяцев после вскрытия гробницы. Он случайно расцарапал бритвой укус комара, и его убила инфекция – обычное дело до широкого внедрения антибиотиков. Однако нашлось немало желающих воскликнуть: «Совпадение? Не думаю!» Среди них был создатель «Шерлока Холмса» сэр Артур Конан Дойл, искренне увлеченный мистикой и всюду ее искавший.
После этого смерть любого посетителя гробницы стали приписывать проклятию. Чем дольше продолжалась эта истерия, тем больше смертей появлялось в списке, потому что на «проклятие» работала банальная теория вероятности. Никого при этом не волновало, что большинство первых посетителей гробницы живут и здравствуют. Картер, например, скончался лишь в 1939 году. Хотя, казалось бы, после Карнарвона призраки должны первым делом прикончить археолога, а не отвлекаться на случайных людей вроде финансиста Джорджа Гулда, который умер, заразившись лихорадкой во время турне по Египту и посещения гробницы.
Байки о проклятии фараонов и о древнеегипетской магии были столь популярны, что когда в начале 1930-х глава студии Universal Карл Леммле-младший (не путать с его отцом, основателем Universal Карлом Леммле-старшим) решил отметить десятилетие находки Картера мистической картиной, он поручил своим помощникам найти книгу подходящего содержания. Леммле был уверен, что кто-то наверняка подсуетился и сочинил о проклятии остросюжетный роман.
Однако найти удалось лишь короткий рассказ Конан Дойла «Кольцо Тота», написанный в 1890 году. Это была зарисовка о древнеегипетском жреце, который нашел секрет жизни, но не успел поделиться им со своей невестой, скончавшейся до принятия эликсира. Так что бедняга провел тысячи лет в поисках противоядия, которое бы сделало его смертным и позволило воссоединиться с возлюбленной в загробной жизни.
Идея связать несчастную любовь с египетской магией Леммле понравилась. «Готическое» сочетание пугающего и романтичного тогда было в моде, и Universal неплохо заработала на картинах 1931 года «Дракула» и «Франкенштейн». К работе над сценарием был привлечен соавтор обеих лент Джон Балдерстон, который кое-что знал о древности, поскольку бывал в Египте и освещал находки Картера как журналист.
Балдерстон сочинил историю о реальном древнеегипетском жреце Имхотепе – первом строителе пирамид, которого египтяне чтили как великого архитектора, инженера и врача. В «Мумии» Имхотеп пытался оживить свою скончавшуюся возлюбленную-принцессу, но ее отец-фараон пресекал святотатство и приговаривал Имхотепа к пыткам и мумификации заживо. Вместе с Имхотепом в гробницу положили свиток с дающим жизнь заклинанием, чтобы никто другой не мог использовать эту черную магию. Когда мумию нашли археологи, они прочли заклинание вслух, и Имхотеп ожил. После чего попытался превратить в вечно живую мумию современную красавицу, в которой опознал перерождение своей возлюбленной.
Постановка «Мумии» была поручена выдающемуся германскому оператору Карлу Фройнду («Метрополис», «Дракула»), который, будучи евреем, благоразумно перебрался в Голливуд, когда у него на родине начал набирать силу нацизм. «Мумия» стала официальным дебютом Фройнда в режиссуре. Впрочем, «Дракула» был в значительной мере поставлен им, а не формальным режиссером Тодом Браунингом.
Роль Имхотепа получил британский актер Уильям Пратт, игравший в театре и снимавшийся под псевдонимом Борис Карлофф. Пратт выбрал экзотический псевдоним, чтобы не «позорить» свою чинную семью и брата-дипломата. Рослый актер с суровым взглядом прославился, когда сыграл монстра во «Франкенштейне», и приглашение его в «Мумию» стало студийным признанием его международной популярности.
«Мумия» вышла в прокат в декабре 1932 года. Как и предыдущие хорроры Universal, она была весьма успешна, особенно в Великобритании, которая тогда еще оккупирована Египет. Сейчас фильм считается жанровой классикой, хотя он уже давно никого не пугает. Представление о страшном в 1930-е годы было не такое, как сейчас.
Если экранные эпопеи о Дракуле и Франкенштейне были продолжены в 1930-х, то следующий фильм о Мумии вышел лишь в 1940 году. Причем «Рука Мумии» была не сиквелом, а вольным ремейком, с актером вестернов Томом Тайлером в роли живой мумии по имени Харис. Тайлер известен тем, что в 1941 году он стал первым голливудцем, сыгравшим в кино комиксного супергероя. Он снялся в киноцикле «Капитан Марвел», основанном на комиксах DC Comics.
За «Рукой Мумии» в 1940-х последовало еще три картины о Харисе, где эту роль исполнял Лон Чейни-младший, заглавный герой «Человека-волка», еще одного знаменитого хоррора Universal. Затем в 1955 году Universal выпустила пародийную комедию «Эбботт и Костелло встречают Мумию», на которой студийная история древнеегипетского злодея надолго завершилась.
Правда, британская студия Hammer Film Productions с 1959 по 1971 годы выпустила четыре фильма о Мумии, первый из которых назывался просто «Мумия». Но это была не продукция Universal, а снятое по лицензии иностранное кино. В первой английской «Мумии» мумифицированного Хариса сыграл Кристофер Ли (будущий Саруман из «Властелина Колец»), а археолога Бэннинга изобразил Питер Кушинг (будущий Таркин из «Звездных войн»). Режиссером ленты был постоянный постановщик Hammer Films Теренс Фишер.
Universal вновь вывела Мумию на экраны лишь в 1999 году. Изначально предполагалось снять малобюджетный хоррор, но после нескольких переписываний сценария «Мумия» превратилась в иронический мистико-приключенческий фильм в духе похождений Индианы Джонса. Лента Стивена Соммерса обошлась в 80 миллионов долларов. Главные роли исполнили Брейндан Фрейзер, Рэйчел Вайс и Арнольд Вослу. Последний, южноафриканский актер белого происхождения, изобразил Имхотепа. Соммерс вернул злодею имя из самой первой «Мумии».
Мнения критиков по поводу фильма Соммерса разошлись, но публике лента понравилась. Оба заработала 415 миллионов долларов, и в дальнейшем Universal выпустила два сиквела, а также приквел «Царь скорпионов» и даже мультсериал «Мумия», который продержался в эфире два сезона.
Последний из фильмов с Фрейзером, «Мумия: Гробница Императора драконов», вышел в 2008 году. Он был принят куда хуже, чем «Мумия» 1999 года, но заработал лишь немногим меньше – 401 миллион долларов при бюджете в 145 миллионов долларов. Поэтому создатели ленты полагали, что продолжение обязательно последует.
Однако в 2012 году было официально объявлено, что работа над третьим сиквелом свернута. Вскоре после этого стало известно, что вместо продолжения Universal работает над перезагрузкой цикла. Еще позже мы узнали, что новая картина станет одной из первых лент киновселенной «Монстры Universal». Официально эта киновселенная именуется «Темная вселенная», но давайте использовать более понятное и конкретное неофициальное название, отражающее суть новой эпопеи, – в духе киновселенных Marvel и DC Comics связать сюжетом самых известных персонажей классических хорроров Universal, от графа Дракулы до Человека-невидимки.
Работа над фильмом
«Монстров Universal» логично было начать с фильма о Дракуле, и первой картиной цикла должен был стать «Дракула» 2014 года с Люком Эвансом в заглавной роли. Но по мере работы над проектом «Дракулу» решили сделать независимой, отдельно стоящей лентой и начать цикл с «Мумии». Благо, что в нее удалось залучить более известных знаменитостей, чем Эванс и режиссер Гари Шор.
Первым делом продюсер всех недавних «Мумий» Шон Дэниел привлек к проекту в качестве креативного продюсера Алекса Курцмана – сценариста «Легенды Зорро», «Трансформеров», «Звездного пути/Стартрека» и других известных фантастических и мистических блокбастеров и сериалов. Точнее, Дэниел привлек Курцмана и его постоянного соавтора Роберто Орси, но друзья вскоре после этого объявили, что дальше будут вместе работать лишь над телепроектами, а кинолентами будут заниматься раздельно. Так что, хотя Орси сохранил пост исполнительного продюсера «Мумии», картиной в основном занимался Курцман.
На должность режиссера был нанят постановщик «Другого мира» Лен Уайзмен. Но ни он, ни его аргентинский сменщик Андрес Мускетти, создатель успешного англоязычного хоррора «Мама», надолго в команде «Мумии» не задержались. Так что Курцман, который в 2012 году дебютировал в режиссуре с мелодрамой «Люди как мы», взял постановку «Мумии» на себя.
Сценарная группа тоже сложилась не сразу. Первым был нанят Джон Спэйтс, соавтор «Прометея» и «Доктора Стрэнджа», а также сценарист «Пассажиров». Он разработал концепцию ленты совместно с Курцманом и Дженни Люмет – дочерью классика режиссуры Сидни Люмета. Люмет известна по сценарию мелодрамы «Рэйчел выходит замуж», которая принесла Энн Хэтэуэй номинацию на актерский «Оскар».
К окончательному сценарию ленты приложили руку Кристофер МакКуорри («Подозрительные лица», «Миссия невыполнима: Племя изгоев»), актер и сценарист Дилан Кассман («Общество мертвых поэтов») и постоянно работающий в последние десятилетия Дэвид Кепп («Парк Юрского периода», «Человек-паук», «Война миров», «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа»).
Курцман начал с верности традиции «Мумии», и он долго работал над вариантами сценария, где заглавный персонаж был мужчиной. Но постепенно он осознал, что злодеем ленты должен быть не жрец, пытающийся оживить или вернуть из небытия принцессу, а сама принцесса, которая пыталась взять судьбу в свои руки и жестоко поплатилась за то, что нарушила устои патриархии. Мол, на дворе XXI век, и женщины уже давно могут быть не только объектами, но и субъектами блокбастерного повествования. Даже если это женщины из Древнего мира. Кроме того, Курцман решил предложить публике что-то новое, а не скучное повторение многократно пройденного. Ну и, наконец, такая злодейка вызывает определенную симпатию, что типично для хорроров Universal. Вспомним, например, монстра Франкенштейна.
Так появилась принцесса Аманет – девушка-воин, которая надеялась унаследовать отцовский трон и стать фараоном, а вместо этого стала воскресшей мумией с невероятными магическими способностями. В отличие от злодея из «Мумии» 1999 года, Аманет воскресает в современном мире, что, на взгляд Курцмана, куда страшнее, чем явление «Мумии» в прошлом.
Вообще, «страшно» было для продюсера-режиссера очень важным словом. «Мумия» Соммерса была увлекательной, а не страшной. Курцмана же пригласили для того, чтобы он вернул монстров Universal в их родной мир хорроров. Universal нравится, что хоррор-циклы не обязательно от фильма к фильму делать все более масштабными и дорогими и что картины в «Монстрах Universal» могут быть как эпическими, так и почти камерными – в зависимости от персонажей и их истории.
Когда в 2015 году начались переговоры с Томом Крузом об участии в фильме, со стороны могло показаться, что Курцман отказывается от плана снять хоррор и возвращается к концепции Соммерса. Ведь Круз приучил публику, что обычно изображает суперменов, которым все по плечу и которых ничто не пугает. Какой же это персонаж хоррора? Другое дело – боевик или комедийный боевик…
Однако это было не «предательство» Курцмана, а его хитрый план – взять на главную актера, за которого зрители не боятся, и сделать с его персонажем нечто такое, чего испугаются и герой, и публика. Персонаж Круза Ник Мортон – рисковый парень, военный наемник и искатель сокровищ, но с ним еще никогда не случалось того, что происходит, когда он сталкивается с Аманет. В сущности, принцесса-мумия производит на него такое же впечатление, какое в обычных слэшерах производит маньяк на девушек-жертв, и суровый мужик превращается в ошарашенного и напуганного мальчишку, который не знает, что ему делать, куда бежать, кого просить о помощи. В этом ключевой жанровый финт новой «Мумии», и Курцман им очень гордится.
Понятно, абы кто Круза не напугает. Но Курцману очень понравилась франко-алжирская танцовщица и актриса София Бутелла, когда он увидел ее в блокбастере «Kingsman: Секретная служба». У Бутеллы была почти немая роль, но она источала интригующую опасность, и Курцман решил, что нашел свою принцессу-монстра – симпатичную, но наделенную необузданной энергией. Добавить пластический грим и спецэффекты – и вот вам Аманет. Кроме того, Бутелла из Северной Африки. Кому же еще, как не ей, играть египетскую принцессу? Правда, сейчас в Америке многие настаивают, что древние египтяне были темнокожими, но серьезная наука считает, что они были ближе к нынешним египтянам, чем, скажем, к эфиопам.
Если в мире есть монстры, то есть и те, кто тайно собирает о них сведения и придумывает, как им противостоять. Для киноцикла такая организация – естественное связующее звено для самых разных историй. В киновселенной Universal эта организация базируется в Лондоне, и ее представителем служит доктор Генри Джекил – тот самый, который «Джекил и Хайд». Как говорится, «чтобы ловить монстров, нужно самому быть монстром». Кастинг на эту очень важную для фильма и для цикла роль был довольно жестким, и в итоге его выиграл Рассел Кроу, которому доводилось играть и воинов («Гладиатор»), и интеллектуалов («Игры разума»). Так что роль Джекила ему отлично подходит. Другой претендент на эту роль Хавьер Бардем в утешение получил образ монстра в будущей картине «Невеста Франкенштейна».
Кстати, у Кроу и Круза в фильме есть совместные боевые сцены. Актеры никогда раньше вместе не работали, но они давно дружат, и оба настояли на том, что драться будут без помощи дублеров, потому что «всегда об этом мечтали». К концу съемки обоим здорово досталось!
Как и в «Мумии» 1999 года, Курцман в своем фильме совместил образы главного археолога и главной положительной героини. В свою очередь, Круз, как большой поклонник британского криминального сериала «Заточенные козырьки», настоял на приглашении на роль археолога Дженни Холси английской актрисы Аннабель Уоллис. Вы могли видеть ее в хорроре «Проклятие Аннабель» и в недавнем блокбастере «Меч короля Артура», а также в комедии «Братья из Гримсби».
Джейк Джонсон из телесериала «Новенькая» и Кортни Вэнс из телесериала «Закон и порядок: Преступное намерение» изобразили военных офицеров. Британский актер с восточными корнями Селва Расалингам сыграл фараона Менефтре, а испанец Хавьер Ботет был привлечен для изображения египетского бога пустыни и хаоса Сета.
Ботет родился с генетическим отклонением, которое называется «синдром Марфана». У него неестественно вытянутые конечности, благодаря чему он весит менее 60 килограммов при росте в 2 метра. Ботет регулярно изображает пугающих персонажей в хоррорах. Он снимался в «Репортаже», «Маме», «Багровом пике», «Заклятии 2», а также участвовал в создании Чужих для фильма «Чужой: Завет». Между прочим, синдром Марфана, возможно, был у фараона Эхнатона, отца Тутанхамона, и у других представителей их царской династии.
Основные съемки «Мумии» проходили в Англии – в Оксфорде, в графстве Суррей, в Лондоне и на одной из крупнейших британских студий Shepperton Studios, чьи павильоны регулярно арендуют создатели эпических блокбастеров. Там, в частности, снимались многие хиты Marvel. В самом конце съемочного периода, который продолжался с апреля по август 2016 года, группа на две недели слетала в Намибию. Только смелые люди могут в августе «пахать» в африканской пустыне!
По традиции Круз снимался не только на земле, но и воздухе. Сцена авиакатастрофы, которую вы наверняка помните по трейлерам, снималась не в декорации самолета, а в настоящем самолете, пикирующем на землю. Эта техника используется для создания невесомости и подготовки космонавтов. В Америке такие полеты называют vomit comet («рвотная комета»), поскольку всех поначалу от такой невесомости выворачивает наизнанку. Случилось это с Крузом и с его коллегами. Так что им пришлось сперва «опорожниться», а уже потом изображать катастрофу. Всего потребовалось четыре полета, по 16 моментов невесомости в каждом полете. Это вам не вымышленные монстры, это настоящий кошмар!
Персонажи «Мумии»
Ник Мортон – главный герой картины. Циничный и эгоистичный наемник и искатель сокровищ, Ник на многое готов за деньги. В фильме его нанимают, чтобы он вытащил из подземелья и доставил в Лондон обнаруженный на Ближнем Востоке древний саркофаг с мумией принцессы Аманет. Однако рутинная операция оборачивается мистическим кошмаром, когда мумия оказывается живой. Мортона сыграл Том Круз.
Принцесса Аманет – главная злодейка картины. У ее отца-фараона долгое время не было сына, и он готовил Аманет к тому, что она займет его место на троне. Но когда сын все же родился, фараон отказался от своего обещания. Разъяренная Аманет заключила пакт с силами тьмы, и ее пришлось заживо мумифицировать и заточить в подземной тюрьме, чтобы ее зло не распространилось по миру. Когда ее саркофаг достают из-под земли, Аманет получает долгожданную свободу. Она обладает огромной магической силой, и она жаждет обрести власть, которая должна была принадлежать ей по праву. Аманет сыграла София Бутелла.
Дженни Холси – женщина-археолог, специалист по Древнему Египту. Дженни вместе с Мортоном участвует в раскопках на Ближнем Востоке. Она многое знает об Аманет, и она оказывается «моральным компасом» сюжета. Холси сыграла Аннабель Уоллис.
Генри Джекил – таинственный представитель тайной организации, которая уже много лет изучает мистических монстров и способы борьбы с ними. Джекил импозантен и интеллектуален, но у него есть темная сторона. Он сам – один из тех монстров, которым противостоит его организация. Джекила сыграл Рассел Кроу.
Ожидания
Предыдущие фильмы о Мумии пользовались большим успехом, и вряд ли картина с Томом Крузом и Расселом Кроу провалился там, где преуспело кино с Фрейзером. Нас явно ждет интригующая и эффектная постановка, на которую с толком потратили 125 миллионов долларов. Однако Курцман еще не показал себя как режиссер, а его послужной список как сценариста отнюдь не безупречен. Так что, даже если фильм удастся с коммерческой точки зрения, это не значит, что он получится творчески и что у студии будет мощный задел для будущих картин из цикла «Монстры Universal».
Кстати, одна из этих лент уже готовится. В 2019 году в прокат должна выйти «Невеста Франкенштейна». Фильмом занимается режиссер недавних «Красавицы и Чудовища» Билл Кондон, а монстра играет Хавьер Бардем. С интересом ждем, каким будет легендарное чудовище с испанским акцентом… Также в планах студии «Человек-невидимка», «Ван Хелсинг», «Человек-волк», «Дракула», «Призрак Оперы». Universal будет очень разочарована, если «Мумия» поставит крест на всех этих проектах.