Режиссер Стефан Фэнгмайер, бывший специалист по визуальным эффектам, знает, что киносказка должна быть динамичной. Всего-то за двадцать минут герой Эрагон успевает наткнуться на яйцо с драконом, высидеть его, понять, что является новым хозяином голубой огнедышащей животины, найти наставника, потерять дядю и убежать к тем, кто борется со злобным королем Гальбаториксом, в свое время перебившим всех драконов Алагезии.
После шумного успеха "Гарри Поттера", романы про юных сирот и волшебников стали появляться как грибы после дождя: фэнтезийная трилогия "Темные начала" Филипа Пулмана про девочку Лиру, открывшую проход в параллельные миры; Лемони Сникетт с его "33 несчастьями" семейства маленьких Бодлеров; Литературный сериал Йона Колфера "Артемис Фаул" про молодого гения преступного мира и его, мягко говоря, непростые отношения с волшебным народцем. Переиздают Толкиена и Клайва Стейплза Льюиса, переводят на иностранные языки "Дозоры" Лукьяненко и даже "Таню Гроттер" Дмитрия Емца. А продюсеры за бешеные деньги скупают права на экранизацию сказочных романов.
Неудивительно, что в атмосфере истерии на почве фэнтези, голливудские воротилы обратили внимание и на книгу 15-летнего Кристофера Паолини "Эрагон". Историю о том, как юноша-крестьянин повстречался с драконихой, стал воином и освободил далекую страну Алагезию от жестокого и подлого короля Гальбаторикса. Здесь тебе мечи, и магия, и мотивы инициации. И ничего что изложено чересчур подробно и нудновато: Паолини все-таки пока не маститый литератор, не волшебник, а всего лишь ученик, увлекающийся и способный увлечь своим письмом читателей. Судя по тиражам, книги Паолини пользуются успехом не только у его родственников.
В отличие от автора романа режиссер Стефан Фэнгмайер, бывший специалист по визуальным эффектам, работавший с такими мэтрами, как Стивен Спилберг, Джеймс Кэмерон, Вольфганг Петерсен, Питер Уир, Лоуренс Каздан, знает, что киносказка должна быть динамичной. Всего-то за двадцать минут герой Эрагон (Эдвард Спелирс) успевает наткнуться на яйцо с драконом, высидеть его, понять, что является новым хозяином голубой огнедышащей животины, найти наставника (Джереми Айронс), потерять дядю и убежать к тем, кто борется со злобным королем Гальбаториксом (Джон Малкович), в свое время перебившим всех драконов Алагезии.
Герой преображается на глазах, превращаясь из недотепы-охотника в опытного колдуна и фехтовальщика, победителя кровожадных убийц разаков, посылемых Гальбаториксом. В один прекрасный момент актеру-дебютанту Эдварду Спелирсу накладывают какой-то очень благородный грим, укладывают растрепанные волосы и готово – перед нами не деревенщина, а благородный герой. Мальчик возмужал на наших глазах за какой-то, до смешного короткий, период экранного времени – час сорок для эпической саги не хронометраж.
Не успев начаться, история Эрагона уже заканчивается. Красоты Болгарии и Словакии, где снималась картина, проносятся перед глазами, так и не усладив взора. Зритель не успевает запомнить остальных персонажей и их функции: Джон Малкович в образе Гальбаторикса появляется в общей сложности минут на 5, а то и меньше, мало чего путного поведав о своем герое. А наставника Брома убивают так скоро, будто бы сыгравший его актер Джереми Айронс требовал поминутной оплаты труда. Пытаясь избавить зрителя от длиннот, которыми изобиловала книга, режиссер превратил в фильм в дорогой видеоклип в стиле Энии, опровергнув классика, утверждавшего что краткость – сестра таланта.
Впрочем, есть в этом и свои прелести: критики и поклонники серьезного кино, случайно попавшие на "Эрагона", по крайней мере, не успеют соскучиться.