Тривиальное малобюджетное кино о терзаниях американского политика, который выбирает между помощью людям и лоббированием корпораций
После разлива нефти в Мексиканском заливе конгрессмен от Луизианы Колин Прайс (Николас Кейдж) выступает со страстной речью в защиту рыбаков и прочих жителей штата, пострадавших от катастрофы на платформе концерна BP. Его эмоциональность привлекает к нему внимание, и Прайса начинают прочить на место в Сенате. Но когда он отказывается лоббировать интересы нефтяников в обмен на поддержку его новой избирательной кампании, СМИ узнают, что Прайс изменяет жене, и конгрессмену приходится с позором уйти в отставку. Однако политик не сдается. Чтобы вернуть расположение избирателей, Прайс открывает фонд помощи жертвам нефтяного разлива и пытается добиться для них компенсации от BP.
Американская политика продается и покупается. Это не конспирология – это хорошо известный и документально подтвержденный факт. Как грустно шутят в США, члены Конгресса и Сената должны, подобно пилотам «Формулы-1», носить куртки с брендами их спонсоров, чтобы избиратели доподлинно знали, чьи интересы лоббирует «их» представитель во власти.
Это, разумеется, не значит, что политики ничего не делают для людей. Но корпорации поддерживать куда приятнее и куда выгоднее. Потому что, по статистике, выборы в Штатах почти всегда выигрывает кандидат, чья избирательная кампания дороже стоила. А откуда берутся эти деньги? То-то и оно… Конечно, есть законы, ограничивающие участие бизнеса в выборных гонках. Но заинтересованные компании отлично умеют обходить эти ограничения. А если купленный политик вдруг начинает артачиться, то тут же всплывают его сальные фотографии. Или еще какая-нибудь дискредитирующая пакость, после публикации которой в СМИ конгрессмен или губернатор вылетает из власти, как пробка из бутылки шампанского.
Малобюджетный фильм дебютировавшего в режиссуре продюсера Остина Старка («Счастливы вместе», «Учитель на замену») констатирует все вышесказанное – и ломится в открытую дверь. Кто не знает, как просто и цинично устроена американская политика? Уж точно не люди, которые смотрят разговорные политические драмы без перестрелок и спецэффектов. Таким зрителям «Беглец» не откроет глаза. Он просто повторит то, что они уже много раз слышали буквально отовсюду. В частности, из уст персонажей «Карточного домика», который «Беглец» слегка напоминает.
Почему «слегка»? Потому что Старк рассказывает историю не циничного манипулятора, а сравнительно честного политика, который жаждет места во власти, но также жаждет помогать простым людям, и второе для него не менее важно, чем первое. Также он жаждет спать с привлекательными женщинами, и его можно понять. Хотя Колин женат на красотке, его супруга в исполнении Конни Нильсен холодна и властна. И, в отличие от героя «Домика», Прайса тянет к более человечным особам. Это типично для Америки – начинающие политики женятся по расчету, а потом изменяют напропалую, и в нужный момент эту мужскую слабость используют против них. Мол, если политик изменяет жене, то он наверняка изменяет и избирателям.
Когда американский фильм выбирает такой сюжет, зритель автоматически предполагает, что все кончится хорошо. То есть Прайс реабилитируется в глазах избирателей, наладит свою личную жизнь (если не с одной, то с другой женщиной – например, с его консультантом в исполнении Сары Полсон), бросит пить, помирится с умирающим отцом (тоже бывшим политиком) и в духе Эрин Брокович покажет кузькину мать жадным нефтяникам, которые тянут с компенсациями за свое фиаско, хотя по их милости все побережье Мексиканского залива сидит без работы. Но нет – Старк снял печальное и реалистичное кино о том, как политические реалии и житейские невзгоды «укатывают Сивку». Не будем описывать, чем именно картина заканчивается, но поверьте – это не голливудский хеппи-энд.
Таким образом, фильм оказывается не столько политическим памфлетом, сколько попыткой заглянуть в душу политику, которого растаскивают в разные стороны его амбиции, его совесть и его плотские желания. Это интересная художественная идея, но раскрыта она поверхностно и штампованно. Старк привлекает внимание к серьезной проблеме, но не может сказать о ней ничего нового. Равно как и не может предложить сюжетных поворотов, которые бы сделали историю Прайса увлекательной. В свою очередь, игра Кейджа убедительна, но приглушена и банальна. Это не то кино, которое стоит смотреть ради страстных речей и тому подобных украшений политических повествований. И если в Америке фильм еще может быть интересен своим отображением некоторых нюансов политики Луизианы, то в России «Беглец» сводится к подтверждению того, что у нас знают все, кто интересуется жизнью Штатов, – что тамошняя политика отнюдь не «клуб чистых рук».
С 3 сентября в кино.