1920-е
Двадцатые годы прошлого столетия – это абсолютная революция в истории моды: именно тогда произошли серьезные изменения в формировании современного женского костюма – полный отказ от корсета, одежда становится короче, со свободным кроем, появляются брюки. Корнем всего стало изменение самого женского мировоззрения под влиянием тягот военного времени: пока мужчины были на фронте, женщины работали на фабриках, ухаживали за ранеными в госпиталях, рыли траншеи. Женский костюм прежнего, довоенного образца был совершенно не пригоден для работы, поэтому пришлось значительно упростить крой одежды, отказаться от корсетных изделий, мешающих нормальной работе и сковывающих движения. Эмансипация изменила понятия о красоте: в этот период эталоном стала худенькая, угловатая женщина с плоской грудью, узкими бедрами, без малейших намеков на женственность. Стиль одежды 20-х годов – это прямой силуэт с асимметричным подолом, без рукавов, с открытой спиной и с заниженной талией, о наличии которой тоже нужно было догадываться. Женщины срезали локоны, взамен которым пришли короткие стрижки «паж», нещадно расправляясь с последними признаками женственности в собственном облике. Модно было курить, так что мундштук, длина которого достигала иногда полуметра, был отличным подарком для любимой!
Иконы стиля того времени: Лу Брукс, Жозефин Бейкер, Грета Гарбо.
Звезда немых фильмов остается не у дел после появления звукового кино. Страдания героя подчеркивают драматичные туалеты влюбленной в него статистки: перчатки до локтя, длинные ожерелья и открытые платья с низкой талией, расшитые стразами и пайетками, – ищите похожие в коллекциях Gucci, Vionnet и Etro.
Вздыхающую по главному герою «Артиста» статистку Пеппи сыграла Беренис Бежо. В ее образе угадывается легенда американского немого кино Мэри Пикфорд.
(«Артист» в кино с 16 февраля)
1940-е
Военное время не могло не повлиять на женский облик, тогда основной костюм представлял собой военную форму и то, что осталось в закромах. О моде стали вспоминать после войны – в этот период узкие брюки и свитера прочно обосновались в женском гардеробе, в обиход вошли джинсы. На тот момент женская мода во многом напоминала мужскую, а в некоторых странах креативность дизайнеров была ограничена на уровне закона. Так продолжалось до 1947 года: женщины захотели красоты, устав от трудностей и страданий, поношенной одежды и ограничений того времени. В послевоенный период женственность возродил Кристиан Диор и его коллекция New Look, в которой были представлены приталенные жакеты, юбки длиной до икры. Нельзя забывать, что в послевоенное время был дефицит всего, и использование такого количества материала произвело настоящую сенсацию. Жакеты стали носить только на нижнее белье, украшая себя шарфиком.
Иконами стиля того времени были Марлен Дитрих, Кэтрин Хепберн, Люсиль Болл, Рита Хейворд.
Свою вторую режиссерскую работу Мадонна посвятила знаменитой material girl прошлого века – эмансипе Уоллис Симпсон, прославившейся своим острым языком. Ее чувство стиля было не менее острым: Симпсон обожала узорчатые двойки строгого кроя – живи она сегодня, ей бы приглянулись костюмы Proenza Schouler, Hermès и Peter Som.
Андреа Райзборо, которой досталась роль Симпсон, меняет в фильме 80 нарядов – авторства Кристобаля Баленсиаги, Мадлен Вионне, Эльзы Скьяпарелли – из музейных архивов.
(«Мы. Верим в любовь» в кино со 2 февраля)
1950-е
Пятидесятые годы прошлого столетия, когда люди перестали дышать воздухом войны, а экономическая ситуация стабилизировалась, стали возвращением к женственному стилю в одежде, к плавности и утонченности линий. Основным трендом в 50-е стал стиль New Look, названный по одноименной коллекции Кристиана Диора. Именно он напомнил женщине о том, что она женщина, предложив ей примерить блузки из воздушной дорогой ткани, длинные юбки-клеш, шляпки, перчатки и, конечно, туфли на шпильке. В то время в моду вошли ювелирные изделия, дорогие ткани и аксессуары. Не все приняли данную идею с восторгом, однако Диор получил международное признание и любовь модниц. Эталон женской фигуры, по мнению дизайнеров того времени, это тонкая «осиная» талия, покатые плечи, приподнятая грудь и пышные округлые бедра. Новый стандарт абсолютной женственности вернул актуальность корсетам, кринолину, каркасу из китового уса, а также подушечкам для бедер и груди. Что касается цветовой гаммы, то в моду вошли сочетания серого и белого, коричневого и белого, серого и розового. Образы дополнялись также яркими акцентами зеленого, розового и красного цветов.
Монро снимается в Англии и крутит роман с ассистентом режиссера. А заодно дает британцам модный мастер-класс, доказывая, что классика может быть невероятно сексуальной, а золотая парча – не вульгарной. Последуйте ее примеру: освежите лаконичный тренч кокетливой косынкой, а на вечеринку отправляйтесь в струящемся металле Alexander McQueen, Mulberry или Oscar de la Renta.
«Большая часть одежды и аксессуаров – аутентичные вещи того времени с блошиных рынков и винтажных барахолок», – говорит художник по костюмам Джил Тейлор.
(«7 дней и ночей с Мэрилин» в кино c 26 января)
1960-е
Легендарные 60-е годы – это ярчайшее десятилетие в истории мировой моды, период так называемой молодежной моды, свободной и экспрессивной. Явление молодежной моды, или «Бэби бумерс», возникло еще в 50-е годы под влиянием быстрорастущего уровня жизни послевоенных лет и окончательно сформировалось к 60-м. Молодое поколение имело возможность стать финансово независимым от родителей, и им хотелось продемонстрировать свое отличие от старшего поколения, быть особенными: носить «свою» одежду и слушать «свою» музыку. Производителям модной одежды стало выгодно работать исключительно на молодежь. Зарождались движения протеста в разрастающейся студенческой среде, у молодых появлялись собственные кумиры – и это уже не звезды кино, а лидеры молодежных музыкальных движений: Элвис Пресли, Билл Хейли, Джон Леннон, Мик Джагер, Джимми Хендрикс, Дженис Джоплин, Джим Моррисон и другие харизматичные личности, олицетворяющие «свингующие шестидесятые». Этот термин появился впервые в журнале Time 15 апреля 1966 года, он назвал Лондон «свингующим городом». Именно Лондон стал первым местом, где дизайнеры начали создавать одежду именно для молодежи. Франция, будучи признанной законодательницей моды, в начале 60-х годов все еще предлагала стиль «утонченной женственности» – элегантные платья и костюмы, перчатки, жемчуг. Но благодаря «молодежной революции» и новаторским начинаниям в начале 60-х в целом столица мировой моды переместилась из Парижа в Лондон. Еще со второй половины 50-х годов в Лондоне открывались альтернативные магазины для молодежи в районе Кингз-Роуд и Карнаби-стрит, которая была тогда самой модной улицей мира.
Размеренную жизнь захолустного городка на юге США нарушает публикация откровений чернокожих нянек и стряпух. Богатые дамочки развязывают классовую войну. Впрочем, такие, как у них, романтичные платья с крупным цветочным принтом и юбки-тюльпаны куда больше подходят для боевых действий на любовном фронте – чему помогут яркие украшения Missoni и Aurélie Bidermann в духе 60-х.
По эскизам художника по костюмам Шэрон Дэвис для съемок картины было сшито полсотни платьев из винтажных тканей, а винтажные украшения и аксессуары для героинь обошлись в $15 000.
(«Прислуга» в кино с 16 февраля)