Первый «Перси Джексон» невыразительно прошел в прокате. Второй «Перси», судя по его западным сборам, тоже рекордов не поставит. И он не один такой. За одиннадцать лет, прошедших со дня выхода первой серии «Гарри Поттера», ни одна детская картина, вдохновленная «поттерианой», не стала суперхитом и не спихнула с пьедестала творение Джоан Ролинг и студии Warner. Чем объяснить превосходство «Поттера»? Давайте разберемся
Когда «Гарри Поттер» стал супербестселлером и прокатным хитом, у многих издателей и продюсеров (а также у писателей и сценаристов) в глазах вспыхнули знаки доллара. Книжный рынок был немедленно наводнен всевозможными аналогами «Поттера», от точных копий до оригинальных детских фэнтези с юными героями.
Киноиндустрия тоже не заставила себя ждать. «Эрагон», «Восход тьмы», «Золотой компас», «Спайдервик: Хроники», «Чернильное сердце», «История одного вампира», «Перси Джексон», «Хроники Нарнии» (написанные задолго до «Поттера», но экранизированные благодаря успеху цикла Ролинг)… Вот лишь некоторые фильмы, создатели которых попытались сыграть на зрительском и читательском интересе к юному волшебнику. Однако все они так или иначе потерпели неудачу, и никому из них не удалось переключить на себя зрительское внимание, прикованное к поттериане. Почему?
Во-первых, многие читатели и зрители «Поттера» тратили на него деньги отнюдь не из-за искреннего интереса к детскому фэнтези. Когда произведение становится культурным феноменом, с ним начинают знакомиться просто для того, чтобы не отстать от окружающих. И дети делают это куда чаще, чем взрослые. Для них ведь нет ничего страшнее, чем исключение из круга друзей. А раз интерес таких «попутчиков» не связан с достоинствами и особенностями «Поттера», то глупо было бы ждать от них, что они проглотят еще несколько аналогичных произведений. Пока те, разумеется, не стали «обязательной литературой».
Во-вторых, «Гарри Поттер» – это вам не крошечная «Война и мир», которая заканчивается, не успев начаться. В цикл Ролинг входит семь увесистых томов, восемь продолжительных фильмов, а также всяческие бонусы, интервью (писательница порой рассказывает журналистам и поклонникам о дальнейшей судьбе героев саги), фанские творения и бог знает что еще. Для поколения, перегруженного отвлечениями и развлечениями, освоение такого объема информации сравнимо с восхождением на Эверест. Без кислородной маски. И с пешим стартом из Петербурга. Пока дойдешь, пока подымешься, пока придешь в себя… Глядишь, уже школа закончилась, и интересы у тебя совсем другие. Как минимум «сумеречные». А скорее – колледже-учебниковые и работо-пособийные. И это не домыслы, а результаты исследований, которые показывают, что немало поклонников «Поттера» не прочли по собственной воле ни одной художественной книги за пределами мира Ролинг. Слишком уж обширен этот мир.
Также не стоит забывать о тех, кто не дотянул до конца «поттерианы» и отсеялся где-то в районе четвертой или пятой книги. Такие «слабаки» тем более не будут искать новую дозу фэнтези-приключений. Они скорее вернутся к покорению романов Ролдинг, чем засядут за собрания сочинений других авторов.
Но, допустим, ребенок оказался крепким парнем или упорной девчонкой. Он прочел всего «Поттера», посмотрел все фильмы, изучил все веб-сайты и захотел добавки. Подайте мне, мол, еще какой-нибудь детский фэнтези-цикл. Что ж, они есть на прилавках. Только не такие классные. К книгам Ролинг было предъявлено немало претензий, но трудно отрицать, что в их жанре и для их целевой аудитории они подлинный шедевр. Поэтому на фоне «Поттера» его аналоги неизбежно проигрывают. И если ребенок не влюблен в жанр и не читает запоем, то клоны «Поттера» его неизбежно разочаруют. Как говорят алкоголики, «градус надо повышать»!
Кстати, среди поклонников японской анимации это называется «эффект Миядзаки». Что посоветовать зрителю, который говорит: «Я посмотрел мультфильмы великого японского аниматора Хаяо Миядзаки, и они так мне понравились, что я хочу увидеть еще какое-нибудь аниме в этом роде»? К сожалению, ничего. Потому что Миядзаки – уникальный гений. И несостоявшихся поклонников японского масскульта приходится отправлять восвояси. Вот если бы они попросили что-то вроде «Сейлор Мун»…
Наконец, если книга пробила все преграды, нашла своего читателя и стала уважаемым бестселлером (романы Рика Риордана о Перси Джексоне продались «всего» в 20 раз меньшим тиражом, чем томики Ролинг, что по меркам индустрии вполне солидно), то ей еще надо найти Дэвида Хеймана. Вы его знаете? Если не знаете – познакомьтесь. Потому что это тот самый безумный английский продюсер, который в 1999 году пробил покупку студией Warner прав на первые четыре «поттеровские» книги, а затем организовал съемки фильмов, не разочаровавших фанатов.
Нужно поставить себя на их место, чтобы понять, как Хейман и Warner рисковали и почему, например, продюсеры «Перси Джексона» превратили героев книг из среднеклашек в старшеклассников. Да, снимать так было намного проще. Но как покорить поклонников оригинала, если вы вместо их ровесников показываете им здоровенных лбов? А если вы ориентируетесь на зрителей постарше, где романтические страсти, неизбежные среди привлекательных персонажей, по самую макушку залитых гормонами?
К сожалению, это проблема не только «Перси» и «Гарри», но и вообще всех потенциально многосерийных экранизаций с юными персонажами. Либо вы ставите на «сосунков» и закладываетесь на то, что они справятся со сложными актерскими задачами и не сломаются в промежутках между сиквелами (теперь мы знаем, что Дэниел Рэдклифф ближе к концу цикла стал алкоголиком, но, к счастью, не спился). Либо вы берете более надежных 20-леток и получаете втык от зрителей, которые ждут соответствия книгам. И это лишь одна из множества проблем, возникающих при съемках подобных лент. Надо обладать талантом, упорством и везением Хеймана, чтобы в таких условиях создать детский фэнтези-цикл, фильмы которого стабильно собирают по миллиарду долларов. А эти качества клонировать куда сложнее, чем сюжетные идеи «поттерианы».