Сразу после американской премьеры "Проклятый путь" был объявлен первым кандидатом на "Оскар", а сразу после европейской, в конкурсе Венецианского фестиваля, первым провалом Сэма Мендеса. Между тем, его предыдущая оскароносная "Красота по-американски" внушила доверие по обе стороны океана. Значит, где-то здесь, в океане, и следует искать смысл "Проклятого пути". Мендес чуть-чуть переуглубился, и фильм стал для внутреннего потребления. Что свидетельствует - Америка все же имеет что-то свое, необщее.
Европа увидела стандартный ретро-нуар в сочетании с роуд-муви. Хороший гангстер (Том Хэнкс), чью семью перебил плохой родной сын его крестного отца (Пол Ньюмен), вместе с единственным оставшимся собственным родным сыном (Тайлер Хечлин) бежит из Чикаго, чтобы спрятать ребенка в далекой Пердиции (можно перевести как "проклятие") у сестры. Попутно благодаря одной хитрой махинации обчищает все крестно-отцовские теневые счета. За ним бегут Ньюмен, сын Ньюмена (Дэниел Крэйг) и нанятый убийца (Джуд Лоу). Но, куда ни беги, конец известен. Поэтому главный акцент - на отношениях "отцы и дети" и на законченности стиля.
Однако всех этих мелких усовершенствований все равно не хватает, чтобы Европа дала "Проклятому пути" обставить первородные гангстерские саги и чтобы он не плелся в хвосте у "Бурных 20-х годов", "Однажды в Америке" или того же "Крестного отца". Но, значит, на родине в фильме увидели что-то немелкое, невторичное, новаторское и важное. Что же это? Как голову ни ломай, все равно упираешься в один факт. Весь базар получился из-за того, что Том Хэнкс врал ребенку, а Дженнифер Джейсон Ли его в этом поощряла. Мальчик был абсолютно прост, проказлив и любопытен, как все без исключения мальчики, но он не знал, чем занимается папа, что они так хорошо живут, папа об этом умалчивал, а мама не спрашивала при детях. Вот и выяснил, вот и убили за это маму, братика, и все хорошее кончилось.
К сожалению, даже с этой "родной" точки зрения фильм Сэма Мендеса вынужден разочаровать нас. Американцы так уперлись в то, за что их теперь таранят, что вот уже больше года ни шагу назад, ни шагу вперед. Будто забыли, что в стиле "ретро" у любой нации и народности могут просвечивать не одни гангстеры, но и разные яны гусы, жанны д'арк и джордано бруно, и всякие князья мышкины. То есть любой мог бы принять "на ура" эту гангстерскую сагу лишь в одном случае. Если бы Сэму Мендесу хватило пороху показать, чем, собственно, на мальчика повлиял папа Хэнкс, как мальчик после этого прожил свою собственную жизнь, стал ли потом князем Мышкиным или все ему по барабану. Тогда еще было бы о чем подумать. Но Мендес ничего не показал, поскольку опять же от роду "Проклятый путь" - экранизация комикса или, точнее, "рисованного романа" Ричарда Пирса Райнера, а бюджет в 80 млн. долларов родословную не перепишет.
Бюджет - это все, что в Америке "свое, необщее".