Вышедший в прокат на минувшей неделе фантастический боевик «Притяжение» Федора Бондарчука вызвал широкий резонанс и в очередной раз расколол зрительское и критической сообщество
Вышедший в прокат на минувшей неделе фантастический боевик «Притяжение» Федора Бондарчука вызвал широкий резонанс и в очередной раз расколол зрительское и критической сообщество. При том что большинство посмотревших положительно отозвались о спецэффектах и благостно восприняли гуманистический посыл картины, мнение об актерских работах далеко не такое единодушное. И больше всего досталось от критиков Александру Петрову, исполнившему роль чертановского хулигана Артема. Обвинения в адрес актера сыпались самые разные: и с пластикой он перегнул, и с мимикой пережал, и отчаянно переигрывал с репликами. В какой-то мере слышать такое даже странно – Петров на сегодняшний день является одним из самых востребованных и любимых публикой актеров, а продемонстрированное им в «Притяжении» мастерство лишь еще больше раскрывает его талант. Пользуясь случаем – а 25 января Александру исполнилось 28 лет, – хочу заверить вас в том, что очень скоро Петров станет главной отечественной кинозвездой, пришедшей на замену Сергею Безрукову, Константину Хабенскому и Даниле Козловскому.
5. Эмоциональность – не «минус», а «плюс» Петрова.
Раз уж речь зашла о «Притяжении», то стоит начать разговор именно с «переигрывания» Петрова в образе Артема. Кому как, а мне этот персонаж, наоборот, кажется самым цельным и живым среди всех остальных героев – в нем есть правда, он не прячет чувств и действует так, как ему отведено природой. И это подкупает всех – авторов, коллег в кадре, зрителей. Недаром ключевым фрагментом, выбранным создателями фильма для трейлера, стало импровизированное выступление Артема перед толпой – «Это наша земля!» уже стала фразой-мемом, настолько горячо и энергично она произнесена. Чем плоха эта энергия? Ничем, Артем – двигатель сюжета, не всегда поступающий верно, но всегда идущий до конца, именно он настоящий герой фильма, а не Юля, кидающаяся из крайности в крайность, и уж точно не Харитон, ни разу себя не проявивший, а действующий исключительно в ответ на обстоятельства. Петров провел гигантскую работу, чтобы «оживить» своего героя, и совершенно не удивительно, что актер перетянул одеяло на себя, он мог это сделать, и он сделал. Вообще, я удивлен тому, что кто-то воспринимает эмоциональность и напористость Петрова как нечто проявившееся только сейчас – актер всегда был таким. Совсем недавно социальные сети пестрили роликами, в которых актер читал стихи Маяковского, и всех этот перформанс восхищал, не было ни одного недовольного, никому не казалось, что Александр «перечитывает». Правильно, это потому, что Петров действовал ровно так, как требовалось в данном конкретном случае. В «Притяжении» нужно было повысить градус, и актер легко увеличил обороты. Разумеется, можно всю жизнь играть роли одна унылее другой и когда-то даже, как Кейси Аффлек, дождаться своей номинации на «Оскар», а можно гореть, полыхать в каждом образе так, что остальным слепит глаза. И оставаться при этом настоящим – можно подумать, у вас нет таких знакомых, как чертановский Артем. Просто они не стали актерами и «жгут» в домашней обстановке.
4. Девочки все понимают лучше нас.
В одном из отзывов о фильме я прочитал важную вещь, пусть и сказанную в шутку: «Ох уж этот Петров, своим голым торсом отвлекал от сцены падения звездолета». Шутки здесь лишь малая часть – Александр, как и авторы фильмов с его участием, отлично знает о том, что для девочек-подростков и молодых женщин является секс-символом, и активно этим пользуется. Точнее, пользуются все-таки режиссеры и продюсеры – сегодня редкий фильм или сериал с участием этого актера обходится без чувственной эротической сцены. И они оправданны – от «Метода» до «Неуловимых», это привлекает в кинозалы и к телеэкранам зрительниц самых разных возрастов. Кто-то может сказать, что для большого актера это не ахти какое достижение, мол, и Андрей Миронов, и Александр Абдулов, и Олег Янковский обходились в советские времена без постельных сцен, но будем честны сами с собой – кино изменилось, изменилось его восприятие, и в новых обстоятельствах легкая эротика уже не выглядит вызовом, особенно если она оправданна и помогает раскрыть характеры героев. В этом отношении Петров переигрывает всех своих конкурентов по российскому актерскому цеху, противопоставить ему в таком пикантном компоненте можно разве что Павла Прилучного, но тот заметно уступает Петрову в актерском таланте. Да, вполне возможно, что умение привлечь зрительниц своим телом – последний аргумент в споре о талантах, но если этим даром человек умеет пользоваться, то почему бы и нет, никто же не критикует за подобную страсть к обнажению в каждом фильме Ченнинга Татума или Тейлора Китча. Спрос порождает предложение, а спрос на этот компонент в кино имеется всегда.
3. Петров – талантливый комедийный актер.
Серьезным преимуществом Александра Петрова перед конкурентами на актерском олимпе можно считать и комедийную сторону его таланта. В «Притяжении» Артему было не до шуток, хотя пару колкостей отвесить он успел-таки, но зато в других фильмах и сериалах у Петрова есть множество возможностей и собственное остроумие показать, и чувство юмора сценаристов продемонстрировать. В «Фарце» и «Законе каменных джунглей», в «Неуловимых: Последний герой» и «Полицейском с Рублевки» – Александр везде играл если не хохмачей, то людей, способных разрядить обстановку уместной шуткой. Про «Пьяную фирму» и «Вы все меня бесите» и говорить не станем – там он заставляет улыбнуться едва ли не каждым своим появлением, пусть и на контрасте с остальными персонажами этих сериалов. Как ни странно, но эта универсальность – комедийная и драматическая – для многих российских актеров является недостижимой вершиной. Пожалуй, только Даниле Козловскому удается одинаково убедительно крушить финансовые пирамиды в «Духlesse» и кривляться, пародируя Де Ниро в «Статус: Свободен», да еще Петр Федоров как-то способен рассмешить, а вот остальным до такого умения далеко. Может быть, это и неплохо – пусть Безруков и дальше изображает на экране исторических деятелей, а Хабенский выстраивает трагедии одного актера, зрителей хватит на всех, но режиссеры обязательно обратят внимание на тот талант, который развит разносторонне, на те мускулы, которые дают гармонию, а не нарушают баланс. У Петрова с этим проблем нет – он актер разносторонний и при этом сбалансированный: и улыбкой обезоружит, и нахмуренной бровью заставит содрогнуться.
2. Опыт и образование откроют все двери.
Впрочем, даже со всеми этими талантами пробиться в кино порой оказывается довольно трудно, но Александру Петрову «мохнатые лапы» родственников и протекция знакомых не понадобились – он тот самый человек, который, что называется, сделал себя сам. Сам выбрал себе стезю, оставив обучение азам экономики и поступив в ГИТИС, не стал сломя голову гнаться за кинематографом, накачав актерские «мускулы» на театральных подмостках. Петров заставил говорить о себе не только и не столько скромными второстепенными проектами на телеэкранах, а «Гамлетом» в Театре Ермоловой и «Вишневым садом» в Театре Пушкина. Театр – не обязательная, но весьма желательная часть жизни для любого уважающего себя актера, но совместить две эти стихии действительно бывает очень сложно. Александру Петрову в его 28 удалось многое сразу на двух поприщах – его работы одинаково интересны и на сцене, и на экране. И это еще один плюс в резюме звезды – у хорошего режиссера не будет с таким актером ни единой проблемы, он воспитан, прилежен и ответственен на зависть самоучкам и случайно выстрелившим старлеткам, неспособным понять, что мир вертится не вокруг них и что они всего лишь винтики в большой машине кинематографа. Александру Петрову с его образованием и театральным опытом работы сегодня открыты все двери, а зрители готовы с интересом принять любой его проект – хоть биографическую драму о Николае Васильевиче Гоголе, хоть фэнтезийное приключение с шаманами и колдунами.
1. В ближайшие годы Петров готов рисковать.
Кстати, о будущем. Есть у меня стойкое убеждение, что если не 2017-й, то следующий за ним год обязательно станет «годом Петрова». Просто потому, что количество и качество проектов, выходящих в ближайшие месяцы с участием этого актера, обрели некий баланс – Александр снимается много, но не растрачивает силы на глупости. А значит, всеобщие любовь и признание настигнут его вот-вот. Может быть, «Ники» и «Золотые орлы» придут к актеру после «Лавстори» Петра Тодоровского, возможно, придется подождать «Лед» от все того же Бондарчука, не исключено, что после демонстрации «Притяжения» за рубежом Александр получит приглашение в Голливуд или совместный с Европой или Китаем проект. Будущее у Петрова безоблачно и полно перспектив. Которые обязательно будут оценены, и оценены высоко, зрителями и критиками. Как же смешно тогда будут выглядеть претензии к излишней экспрессии чертановского Артема, к тому, как вращал в приливе ярости глазами актер, изображая смертельное оскорбление – его девушка предпочла другого. «Притяжение», как ни один другой фильм, продемонстрировало высочайший уровень таланта и готовности Александра Петрова. Впереди – только победы, только призы, только успех. Из Чертаново – только так!