Текущая ситуация в неформальной схватке двух комикс-гигантов, Marvel и DC, выглядит однозначно – первые, сокрушая все на своем пути, выметают деньги из зрительских карманов, наращивая от фильма к фильму мощь, вторые делают осторожные шаги
5. Чудо-женщина
DC и WB получили уникальную возможность – им доступны для анализа первые шаги конкурентов, они могут сделать работу над ошибками, совершенными не ими, и не наступать хотя бы на самые очевидные грабли. Другой вопрос – насколько удачно Снайдер, Нолан и прочие использовали полученные знания. Пока можно сделать один очевидный вывод: WB решилась на то, чего долго ждали от Marvel, но так и не дождались. А именно студия запустила в производство блокбастер о женщине-супергероине. И ведь не скажешь, что решение это непродуманное, эмоциональное и принятое под давлением – «Чудо-женщина» выходит ровно тогда, когда необходимость в подобном фильме назрела, а готовность увидеть подобное кино у зрителей высока, как никогда. Подогретая весьма достойным сериалом о Супергерл публика давно перестала бояться картин о боевитых женщинах, теперь им подавай продолжение, а еще лучше – расширяй возможности. В свое время Marvel Studios стояла перед вопросом запуска персонального фильма о Черной Вдове, но дальше слухов планы Фейги и компании не пошли – все, что авторы хотели сказать о Наташе Романофф, уместилось в пару коротеньких флешбэков, вошедших в «Эру Альтрона». Может быть, это было и верным решением, но факт остается фактом: поезд ушел, а анонс «Капитана Марвел» – это запоздалый ответ, надобность в котором к моменту премьеры может и совсем отпасть. Другое дело «Чудо-женщина». Персонаж умело вписан в задающую тон всей франшизе эпическую битву «Бэтмена против Супермена», для поклонников расставлены весьма привлекательные ловушки и крючки, для менее притязательных зрителей представлена красивейшая актриса в уникальном для современного кинокомикса костюме. Все говорит о том, что грядущий сольник Дианы Принс, иконы феминизма (а не стоит забывать о превалирующем количестве девушек в общем числе посетителей кинотеатров), может стать настоящим событием в жанре и индустрии в целом. Пришло время женщин, и Marvel еще пожалеет о своем мужчиноцентризме.
4. Аквамен
С Акваменом все достаточно просто. Эта картина – вызов прежде всего не для зрителей, не для конкурентов из Marvel, это испытание для постановщика. Оттого-то и полнится сейчас Интернет слухами о разногласиях между режиссером Джеймсом Ваном и студийными боссами – фильм должен быть действительно прорывным, как с технической точки зрения, так и с сюжетной. Первое очевидно – если действие картины в большой мере будет происходить в глубинах океанов, то это становится нетривиальной задачей и для постановщика, и для актеров, и для оператора. Можно, разумеется, все списать на компьютерный постпродакшен, но, обжегшись на «Зеленом фонаре», WB вряд ли сейчас рискнет положиться на технику там, где можно сыграть «живьем». Второе – вопрос куда более сложный, и, полагаю, именно в нем кроется главная «загвоздка» нынешнего конфликта. Аквамен – герой, резко отличающийся от своих коллег из Лиги справедливости. На фоне почти всемогущего Супермена, подкованного технически и финансово Бэтмена и весьма могущественной Чудо-женщины Аквамен с его умением говорить по-рыбьи и быстро плавать – феномен весьма сомнительный. Но это значит лишь одно – нужно тщательно поработать над сюжетом фильма о нем, найти сильные мотивации его изменений, верные нотки в представлении этого героя зрителям. Ничего сложного в этом нет – сумели же в Marvel из заурядного Локи сделать кумира публики, а из Соколиного глаза – душку, самого человечного из Мстителей. И все же на первом плане остается технический аспект картины, из Аквамена можно сделать грандиозный блокбастер, реалистичностью придуманного мира не уступающий «Аватару» или «Стражам галактики», но можно и провалить. Тот факт, что обсуждение тона и сюжета картины все еще ведется, говорит лишь о крайней вовлеченности в процесс всех участников, а это скорее хорошо, чем повод для уныния, – «Аквамен» должен стать уникальным фильмом, аналогов которому нет ни у DC, ни у Marvel.
Не меньшие, чем вокруг «Аквамена», ведутся сейчас баталии и вокруг грядущего суперкроссовера «Лига справедливости». Недовольные фанаты якобы подписывают петиции за отстранение Зака Снайдера от постановки картины, неудовлетворенная финансовыми результатами проката «Бэтмена против Супермена» студия желает максимально жестко контролировать создание картины на всех этапах. Желания и тех и других понятны, но и менять тон, заданный двумя картинами о Супермене, снятыми Снайдером, сейчас смерти подобно. Со своей стороны, Marvel потупила весьма гуманно, ее картины существенно, иногда разительно отличаются друг от друга – мрачного пафосного «Тора» сложно сравнивать с хулиганскими «Стражами галактики», а тех, в свою очередь, с криминально-комедийным «Человеком-муравьем» – при этом в рамках одной сюжетной линии ленты выдерживают ритм, стиль и настрой. Это нужно взять на вооружение и WB – сложно будет с драматизма «На заре справедливости» перескочить на цинизм, сарказм и хиханьки «Отряда самоубийц». Да и нужно ли? Пусть каждый сольный фильм имеет оригинальный настрой, но «Лига справедливости» должна быть more dark. К этому, кстати, подталкивает и комикс-основа – DC всегда отличалась от Marvel более мрачными тонами, и если в сольниках Бэтмен позволял себе гонять ряженых клоунов, то у Лиги справедливости соперники были совсем нешуточные. Этого авторы должны придерживаться и в кино. «Лига справедливости» должна стать темным ответом на «Мстителей», комиксы уже доказали, что не только могут веселить, но и способны заставить всплакнуть, и чтобы устоять под натиском Marvel, DC и WB обязаны сохранять серьезное выражение лица, как бы ни хотелось поддаться на уговоры поклонников Бэтмена, Супермена и Джокера.
2. Зеленый фонарь
Раз уж я упомянул Джокера, то самое время раскрыть наиболее «вкусные» карты. Но нет, речь пойдет не о персонаже Джареда Лето из «Отряда самоубийц», в отношении этого героя нет ни малейших вопросов: хорошо, что нашелся смельчак, который взялся потягаться с Хитом Леджером, но втыкать Джокера в каждый фильм с участием Бэтмена – это лишнее, пусть ютится в параллельной киновселенной. Подлинным джокером колоды DC или даже жемчужиной (а правильнее – изумрудом) Лиги справедливости является Зеленый фонарь – уникальный супергерой с поразительными возможностями, блистательным вторым планом друзей и врагов и необыкновенной географией мест действия. В обществе поклонников комиксов да и простых зрителей принято поливать грязью картину 2011 года, но, на мой скромный вкус, она не была столь уж ужасающа, другое дело, что в свете запуска новой киновселенной ориджин Зеленого фонаря вполне можно перезапустить. И в этом направлении работа уже ведется, а первые слухи заставляют приплясывать в ожидании подтверждения. «По последним данным разведки», возглавить проект о «Корпусе Зеленых фонарей» предложено Джорджу Миллеру, автору прошлогоднего суперхита «Безумный Макс: Дорога ярости». Ход, несомненно, смелый и весьма своевременный – амбициозный проект в руках человека, имеющего независимый взгляд на вещи. Сюжетно оторваться от «Зеленого фонаря» Хэла Джордана/Райана Рейнольдса несложно, благо Зеленый фонарь – должность, а не личность. И должность эта раскрывает почти безграничные горизонты, никак не меньшие, чем у Тора, Железного Человека или Доктора Стренджа. Распорядиться этим героем с умом – вот главная задача WB и DC в ближайшие годы, и первый уверенный шаг в правильном направлении сделан.
1. Бэтмен
И все же традиции всегда сильнее любых новаторских решений, по крайней мере, в пределах нескольких лет, а потому, сколько бы мы ни обсуждали Акваменов, Флешей и Киборгов, первым блюдом на столе DC и Warner Bros. еще долго будет Темный рыцарь. События нескольких последних недель в очередной раз перекроили планы кинематографистов и зрителей – похоже, мы получим новую бэтмениану, но этому можно только порадоваться. WB предложила Бену Аффлеку заняться сольным фильмом о Бэтмене в его исполнении – этот шаг был достаточно предсказуем и все равно произвел фурор. Еще не успели затихнуть интернет-баталии относительно того, кто из актеров является лучшим воплощением мрачного альтер эго миллиардера Брюса Уэйна, а уже впору прогнозировать столь же ожесточенные бои между поклонниками Аффлека и Нолана. Кристофер Нолан, безусловно, останется в памяти поклонников Бэтмена как человек, подаривший миру надежду на кинокомиксы, достойные стоять в одном ряду с лучшими драматическими картинами современности. Перед Аффлеком такая задача стоять не будет – он давно всем доказал свое чутье и мастерство постановщика, поэтому Бен может позволить себе делать красочное жанровое кино, а не пытаться угнаться за «Темным рыцарем». К вящей радости поклонников, у Бэтмена достаточно именитых противников, чтобы не погрязнуть в вечном треугольнике Джокер-Пингвин-Двуликий. Мне было бы интереснее посмотреть либо на большую компанию злодеев («Отряд самоубийц»? Почему бы нет?), либо на какого-то совсем необычного нового противника – я склонен в этом положиться на вкус самого Бена Аффлека, он оказался неплохим рассказчиком. Будет ли новый Бэтмен востребован? Еще как! Причем этому фильму не грозит ни один провал, будь то «Флеш» или «Лига справедливости», на нового «Бэтмена» зрители пойдут вне зависимости от предыдущих фильмов. А если же интерес к сольнику Темного рыцаря будет подогрет добротными историями других супергероев DC, в чем нет причин сомневаться, то и фурор будет в разы большим. Весьма вероятно повторение кассового взлета «Железного Человека 3», который после «Мстителей» не только не зачах в тени, но и едва не обошел «старшего брата».
Впрочем, самое главное в грядущей в 2017-2020 годах схватке Marvel vs DC то, что киновселенная Мстителей к тому времени будет испытывать тяжелый кризис – битва с Таносом ознаменует пик, с которого путь есть только вниз. Да и грядущие сольные проекты Marvel не особенно впечатляют – кто такие Черная пантера и Оса на фоне Капитана Америка и Железного Человека? В то же время DC только расправляет плечи, имея при этом колоссальный запас и фактурных супергероев, и весьма примечательных суперзлодеев. Что-то подсказывает, что очень скоро ситуация в кинотеатрах сильно изменится и там, где еще совсем недавно ведущие позиции занимали Мстители, появятся другие герои. Никак не хуже, а то и лучше уже известных.