Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Обзоры

Против течения: крах Marvel

Как бы ни булькали желчью недоброжелатели, но Кинематографическая вселенная Marvel продолжает опустошать карманы зрителей – тринадцать уже вышедших фильмов собрали в мире более десяти миллиардов долларов

Добавить в закладки
Против течения: крах Marvel

5. Женские персонажи – больное место Marvel

Кадр из фильма "Доктор Стрэндж"

К четырнадцатому фильму Marvel и Disney уже можно и нужно предъявить серьезные претензии в закостенелости и шовинизме – во франшизе до сих пор не появилось «черного» постановщика и режиссера-женщины. Да что там режиссера, полтора десятка лент так и не подарили зрителям сносного женского персонажа, при том что на страницах комиксов их пруд пруди. «Стрэндж» в этом отношении общей картины не изменит, Кристин Палмер, сыгранная Рэйчел МакАдамс, – всего лишь «подружка на побегушках», как Джейн Фостер, Бетти Росс или Пеппер Поттс. Авторы Marvel намеренно отмахиваются от сильных женских персонажей, полагая, видимо, что мужчины в трико продаются лучше женщин в колготках. А как же Черная вдова – спросите вы? Здесь тоже не все так радостно, вспомните хотя бы ее участие в «Эре Альтрона». Для чего Уидону нужна была Наташа в этом фильме? Да только для одного – успокаивать Бэннера. Согласитесь, роль сиделки для зеленого громилы – не самое завидное место работы для супергероини. Все женские персонажи франшизы – это сценарные «костыли», поддерживающие ведущие мужские персонажи. Причем мужики намеренно этими костылями пренебрегают – Тор не моргнув глазом отправил Джейн в домохозяйки, Старк вытирает об Поттс ноги, Роджерс сублимирует мужское начало в противостояние с Зимним солдатом, Халку вообще женщины противопоказаны. Дамы в мире Marvel – больная тема, к которой теперь подходить крайне опасно. Этот нарыв вроде бы должна излечить «Капитан Марвел», но подумайте сами, много ли надежд на благоприятный исход такого эксперимента? Если раньше особой любви к барышням студия не проявляла, откуда бы теплым чувствам взяться после двадцати фильмов мужского превосходства?

4. Чувство юмора Marvel плохо соотносится с чувствами меры и вкуса.

Кадр из фильма "Доктор Стрэндж"

Картины о Мстителях и других героях комиксов традиционно адресованы семейной аудитории, а это значит, что картины должны быть легкими, воздушными, наполненными шутками и захватывающими поворотами сюжета. Легкость возникает тогда, когда юмор используется точно и уверенно, а вот самоуверенность приводит к обратному эффекту – шутки становятся неуместными и тяжеловесными. «Стрэндж» словно издевается над здравым смыслом, его юмор редко попадает в цель ровно потому, что авторы использовали его крайне неловко. Шутки во время битвы с Кецилием? Смешки на больничной койке с медицинскими инструментами внутри больного? Плащ – о, не заставляйте меня снова смотреть на это! Юмор – проблемное место Marvel с давних пор. Неловкие словесные конструкции Альтрона лишили робота угрожающего образа, Мандарин-перевертыш поставил в тупик самого Тони Старка, а издевательства над возрастом Капитана Америка уже навязли на зубах. А ведь пример сбалансированности драмы и комедии был найден – это «Стражи Галактики». Джеймс Ганн не допускал смешков в момент смерти матери Питера Куилла или в эпизоде спасения Гаморы. Просто нужно понимать, когда уместно сыпать остротами, а когда имеет смысл подзаткнуться. Скотт Дэрриксон равновесия драматизма и легкости достичь не смог, симпатичная шутка про пароль от Wi-Fi осталась единственной гармонично вплетенной в атмосферу, остальное выглядело жутким бельмом и неестественным наростом. «Доктор Стрэндж» едва не свалился в пике «Человека-муравья», удержало авторов какое-то чудо, но оно может не спасти в следующий раз.

3. Авторы придумывают глобальные угрозы, но разрешают их банально.

Кадр из фильма "Доктор Стрэндж"

Большому кораблю – большое плавание. Авторы фильмов Вселенной Marvel не желают задавать своим героям адекватные задачи – если биться, так с глобальным злом, если спасать, так сразу планету или даже галактику. В таких глобальных катастрофах всегда есть слабое место – зритель даже на секунду не может себе представить поражение «наших», ведь это означает, что скруллы захватят Нью-Йорк, а затем и весь мир, темные эльфы разрушат Лондон, а Гидра подомнет под себя правительства всего мира. Такого не может быть по простой причине – через полгода выходит новый фильм франшизы, а значит, сегодня человечество снова будет спасено, герои выживут, исход битвы предрешен. Переубеждать Marvel в ошибочности такого подхода бесполезно, вот и в «Стрэндже» герой сталкивается не с локальным конфликтом, а с порабощением целой планеты – финал конфликта предрешен, там ведь еще 12 фильмов-продолжений ждут. На этом фоне выгодно выделяются «Человек-муравей» с его локальным соперничеством, не выходящим за пределы корпорации, и «Противостояние» Железного человека и Кэпа – личный конфликт, схватка практически один на один. Такие «скромные» баталии гораздо интереснее, ибо они не так предсказуемы и не столь однозначны. Другая сторона медали глобальных вызовов – это вечный вопрос: а где шляются другие Мстители, пока один из героев в персональном фильме спасает мир? Где был Старк, когда в Вашингтоне захватывали новейшее оружие? Почему Капитан Америка никак не отреагировал на угрозу Лондону в «Торе 2»? Вот и в «Стрэндже» – неужели Щ.И.Т. не заметил сверхъестественной активности над Гонконгом? Неужто Мстителям было наплевать на то, что мир вот-вот исчезнет во тьме? Хорошо, пусть Стрэндж развернул время вспять и быстро устранил последствия, но неужели супергероев не заинтересовало то, что кто-то обладает таким могуществом? И нет, микрофинал с Тором не дает ответа на эти вопросы. Понятно, что это проблема гонораров, графиков съемок и раздутых бюджетов, но что-то с этим делать придется, иначе вселенная треснет по швам.

2. Все новые герои – вариации Тони Старка.

Кадр из фильма "Доктор Стрэндж"

Когда два года назад Кевин Файги объявил, что доктора Стрэнджа сыграет Бенедикт Камбербэтч, моей первой мыслью было то, что грядущий триквел «Мстителей» станет прежде всего битвой фанатов – чей Шерлок круче. Признаться, еще пару недель назад, до просмотра «Стрэнджа», я думал, что нас ждет наконец герой, который сможет тягаться в наглости, уме и обаянии со Старком, даже хотел посвятить этому очередной текст. И что же мы видим? Стрэндж и Старк – не противники, это практически один и тот же герой, только с разными именами. Черт, они даже визуально похожи! И ладно бы такой «сбой матрицы» был единичным – «фишки» Старка заметны и в других персонажах вселенной: Тор – тот же задира и повеса, меняющий мировоззрение под воздействием обстоятельств, Человек-муравей – облегченная версия Старка, глупая, назойливая, не столь обаятельная. Да даже СтарЛорда помести с этими четырьмя в одной комнате – через пару дней они станут неразличимы. Фокус со Стрэнджем выглядит как попытка заменить Роберта Дауни-младшего в авангарде франшизы, но такие фокусы всегда чреваты – нельзя просто «копипастом» множить героя из фильма в фильм, зрителя от такого скоро начнет тошнить. Да и как-то недостойно это большой студии – взять формулу 2008 года и использовать без изменений полтора десятка лет. Величайшее достижение «Железного человека» – новый характерный герой – может стать ловушкой для Marvel, если студия попытается и дальше клонировать Старков с их задиристостью, цинизмом и одинаковыми бородками.

1. Отсутствие достойных злодеев – настоящая катастрофа

Кадр из фильма "Доктор Стрэндж"

Во всех грехах Marvel меньше всего хочется винить актеров. Студия действительно собирает лучших из лучших, но порой не может предоставить звездам материал, их достойный. Особенно это заметно в случае со злодеями. Фактически Marvel за четырнадцать фильмов подарила миру лишь одного запоминающегося отрицательного персонажа – Локки, да и тот чаще воспринимается как нерадивый, непослушный младший брат, который исключительно из чувства противоречия курит за гаражами, обижает маленьких и пишет матерки на заборах. Все остальные антагонисты – слезы, а не злодеи. Бедный Микки Рурк, которого выставили посмешищем в «Железном человеке 2», лучи тепла Кристоферу Экклстоуну, которого мало что не узнать, его Малекита и забыть несложно. Теперь пришла очередь Мадса Миккельсона. Ну что это за злодей? Кецилий в «Стрэндже» нужен только для того, чтобы растянуть получасовую историю на два часа – ни уму, ни сердцу. И это я еще не сокрушаюсь о бездарно профуканных Великих Злодеях. Что Marvel сделал с Мандарином? Такой персонаж пропал. Как можно было из Барона Земо сделать сопливого мямлю? Я этого не прощу. Теперь вот жертвой постмодернизма пал Дормамму. Ну зачем, спрашивается, было вхолостую использовать такое значимое в комикс-вселенной имя? Разве нельзя было использовать злодея попроще, нового придумать? В результате те, чьими именами на протяжении десятилетий авторы бумажных комиксов пугали читателей, сегодня стали пустышками, бессмысленными наборами звуков и функций, израсходованными в топке глупости и корысти. С каждым новым фильмом франшизы мне все страшнее становится за Таноса – если и здесь Marvel налажает, выбраться из пропасти будет невозможно. И остается только гадать, на какой из собственноручно вбитых в пол гвоздей наступит Файги, но то, что наступит, это точно.

Текст: Евгений Ухов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?