Перенести на большой экран видеоигру – задача нетривиальная, на ней обломали свои зубы многие, а верного решения для этого жанра до последнего времени так никто и не нашел
Не нужно бояться обновлять героев
Два фильма о Ларе Крофт, главную роль в которых исполнила Анджелина Джоли, тоже большой кассовой или творческой удачей не назовешь, однако в умах многих зрителей сформировался именно такой образ культовой героини. Это вовсе не плохо, но лишь до поры до времени – Джоли давно вышла из нежного возраста, однако заменить ее кем-то долгое время было как-то боязно, примерно с таким же трепетом меняется лицо Джеймса Бонда. Однако новый фильм показывает, что бояться смены ведущего актера или актрисы не стоит – это даже дает определенную фору, привносит в проект энергию, добавляет интереса и зрителям, и критикам. Алисия Викандер – это другая Лара Крофт, сравнивать ее с той девушкой, которую сыграла Джоли, бессмысленно, но и в игре Лара неоднократно менялась, и наиболее радикально совсем недавно. Перемены естественны, на этом можно и нужно играть.
Польза обновления очевидна и на других примерах. «Обитель зла», например, где неизменно присутствие в кадре Миллы Йовович, от серии к серии теряет былой напор и содержательность. И наоборот, кардинальные перемены в «Джуманджи» (да, это не совсем экранизация игры, но близко к тому) принесли «Зову джунглей» рекордные сборы и высокие оценки. Многие экранизации игр наверняка рассчитывали на продолжение, но опускали руки, столкнувшись с неудачами. Выход есть! Меняем ведущего артиста, и снова вперед! Еще есть шансы оживить и «Кредо убийцы», и «Хитмена», даже уже упомянутая «Обитель зла» согласна на перезагрузку. Не нужно зацикливаться на удобном и привычном, нужно смело ломать привычки.
Дайте экранизациям нормальный экшен
Как ни странно, но многие экранизации видео и компьютерных игр страдают от не слишком умело поставленного экшена. Объяснить это разумно невозможно, но факт остается фактом: картины, основанные на играх, либо пытаются выглядеть зверски серьезными драмами и нарочно задвигают погони и перестрелки на пятый план, либо оперируют скромными бюджетами, не позволяющими «сделать красиво». Авторы «Лары Крофт» не поскупились на эффектные трюки, грандиозные сцены поединков и преследований – зритель будет всегда им за это благодарен. Пусть временами кажется, что экшен в картине работает в ущерб логике и эмоциональности, мы в кинозал пришли именно за ним и готовы поступиться чем-то иным.
Порадовал в новой картине и тот факт, что создатели ленты не стали зацикливаться на чем-то одном и показали четыре не похожих друг на друга крупные экшен-сцены, каждая из которых по-своему хороша. Давно на экране не было такого пиршества: тут вам и велогонки в центре Лондона, и бег по лодкам Гонконга, и сражение с островом, и путешествие в его недра – от просмотра картины по-настоящему перехватывает дыхание. Можно было сделать лучше? Да и еще раз да, но сегодня силы авторов были распределены максимально точно, так, чтобы зритель не чувствовал себя обманутым.
Экспериментируйте с постановщиками
Вторая половина 2010-х – время экспериментов в голливудском кино. Такого раньше не было: женщинам дают снимать стомиллионные блокбастеры, ставить развлекательное кино приглашают мастеров авторского кинематографа, жанровые специалисты вдруг оказываются создателями самых кассовых лент. С непривычки рекрутирование европейцев, новозеландцев или латиноамериканцев может показаться рискованным, но дайте новым авторам шанс, и вы будете удивлены, на что они способны. Братья Руссо и Пэтти Дженкинс, Тайка Вайтити и Хоаким Роннинг – за этими именами будущее.
Выбор Роара Утхауга на пост режиссера обновленной «Лары Крофт» не мог не смутить, но скепсис развеялся с первыми кадрами картины – режиссерски она сделана практически безупречно. Соблюдены все балансы и собраны в пучок все ниточки повествования, раскрыты все герои, кроме тех, которых отложили на сиквел, но и интрига сохранена, есть эмоциональные флешбэки и энергичное действие – к Утхаугу не придерешься. Нет, это работа не на «Оскар» и даже не на номинацию, но все сделано крепко и в лучших традициях. Уверен, этот постановщик очень скоро окажется привязан к какому-то из комикс-проектов, Утхауг подходит для комиксов идеально.
Не сторонитесь игры, а используйте ее силу
Ко многим экранизациям игр зрители предъявляли вполне справедливую претензию: авторы фильма делали все, чтобы максимально дистанцироваться от первоисточника. Доходило до смешного – в «Принце Персии», например, от игры не осталось вообще ничего, а «Обитель зла» ушла в такие дебри, что связь с игрой отследить стало проблематично. В отличие от предшественников, «Tomb Raider: Лара Крофт» использует силу игры себе во благо – здесь воссозданы многие знакомые поклонникам оригинала локации, ситуации, движения, жесты. В некоторых эпизодах создавалось полное впечатление, что дальнейшие действия Лары зависят именно от тебя – в какой момент спрыгнуть с крыла самолета, как использовать кран в порту, где искать замочную скважину для обретенного ключа. Это даже лучше, чем интерактивное кино!
Причем, грань здесь весьма тонка и расплывчата – не ровен час, действие утратит ритм, предоставляя зрителю слишком много времени на раздумье, – но «Лара Крофт» игровые детали использует с умом и в нужных пропорциях, зритель одновременно является ведомым и ведущим или, по крайней мере, ощущает себя таковым. Возможно, не за горами тот час, когда технологии позволят нам самим решать загадки, которые пока щелкает героиня фильма, но на сегодняшний день это лучшее, что может предложить Голливуд. Смотри в оба и действуй быстро вместе с главной героиней.
Не забывайте, что это всего лишь кино
Наконец, еще одно странное проклятие, которое преследует едва ли не каждую киноадаптацию игры – неимоверная серьезность и уверенность авторов в том, что они как минимум творят монумент, преклоняться которому будут веками. Но «серьезные щи» – беда для экранизаций видеоразвлечений, здесь обязательно должно быть место для самоиронии, легкого стеба и подзуживания над конкурентами и зрителями. «Лара Крофт» – не легкое, как перышко, кино, но это кино, создатели которого позволили себе пару забавных шуток, устроили несколько запоминающихся словесных пикировок, от просмотра этого фильма нет ощущения тяжелого зрительского труда и непростой притирки к действию, разворачивающемуся на экране.
«Tomb Raider: Лара Крофт» берет легкостью и непринужденностью, это отдых для зрителя, а не мучение, которое испытываешь на других схожих проектах. Если раньше и считалось, что совместить кино и геймплей практически невозможно, то Лара Крофт своим ледорубом раскрошила эти иллюзии в порошок. Оказывается, авторы могут быть на стороне зрителя, не пытаясь поучать, морализаторствовать или давать советы, пусть и посредством игр. Любой теперь может убедиться в том, что из игры можно сделать зрелищное приключение, которое хочется смотреть и впечатлениями от которого хочется делиться.
Не стану обманываться, новая «Лара Крофт» вряд ли моментально переломит судьбу всех остальных игровых адаптаций, но первый замок на этих воротах открыт. Теперь дело за малым – авторы должны захотеть снимать правильно, а зритель должен ответить готовностью смотреть и играть. После новых приключений Лары играть хочется – уже успех.