Если имя тебе Сарик Андреасян, то сколько ни снимай «Землетрясение» и ни сотрудничай с ведущими голливудскими агентствами, тысячи блогеров кормятся тем, что поливают грязью все, за что бы этот постановщик ни брался
5. Экранизация компьютерной игры.
Даже самый поверхностный анализ предпочтений отечественного зрителя демонстрирует удивительные тенденции. Например, сложно объяснить внушительную кассу «Варкрафта» в российском прокате – кино откровенно неудачное, перегруженное и излишне «компьютеризированное», а собрало побольше многих комикс-франшиз. Да и перспективы грядущего «Кредо убийцы» сегодня выглядят впечатляюще, у фильма есть все шансы выйти победителем из «новогодней битвы». Стоит ли Сарику Андреасяну браться за что-то подобное? Удивительно, но подобный проект в карьере режиссера уже возникал, хотя в тот момент времени звезды сложились в какую-то недостаточно удачную композицию – Сарику предлагалось запустить своим новым фильмом в Голливуде ребут знаменитой «Смертельной битвы». Вызов принят не был, и сейчас поздно возвращаться к ушедшему, а вот на новое замахнуться можно. Причем желательно на что-то отечественное или близкое по менталитету российскому зрителю. Наиболее перспективными с такой точки зрения выглядят экранизации двух игр: Red Alert и «С.Т.А.Л.К.Е.Р.». Если первая выглядит куда более перспективной для мирового резонанса, все-таки мировая война и все тому подобное, то у второй куда больше шансов стать локальным хитом. В «околочернобыльской» тематике вообще поле непаханое разных перспектив – никто не станет называть исчерпывающими проектами ни телесериал «Чернобыль», ни хоррор «Запретная зона». Экранизация «С.Т.А.Л.К.Е.Р.» могла бы стать для Андреасяна отличным поводом подружиться с российскими геймерами, а это, между прочим, крупная фракция постоянных посетителей кинотеатров (пример – поддержка «28 панфиловцев» любителями «танчиков»). Впрочем, кое-что похожее Сарик уже сделал – в его «Защитниках» будет несколько экшен-сцен в условиях городской разрухи, да и в «Мафии» нечто подобное было. Но повториться тут не грех – зато в остальном можно быть первым и даже лучшим.
4. Масштабное фэнтези.
С фэнтези наш зритель дружит как-то однобоко. С одной стороны, кассовые успехи «Властелина Колец» и «Хоббита» намекают на то, что рыцари, орки и гномы умеют зарабатывать деньги, но стоит к этим персонажам прицепить ярлык «Сделано в России» – и все, пиши пропало. В анимации любовь к «богатырям» и «серым волкам» еще теплится, а вот в игровом кино в этом жанре все просто ужасно. В какой-то мере ситуацию может изменить «Викинг», пусть и основанный на якобы реальной истории скандинавов, посетивших Древнюю Русь, в головах нынешних школьников лента Андрея Кравчука будет ближе к приключениям Боромира и Арагорна, чем к реальным историческим деятелям. Да, на носу еще экранизация подвигов Коловрата и Дмитрия Донского, а из-за океана помахивает мечом «Король Артур» Гая Ричи, но когда это останавливало по-настоящему заинтересованного творца? Источник вдохновения можно поискать как в истории России, так и в многочисленной расплодившейся в последние годы беллетристике – тут все зависит от того, с чем себя захочет связать постановщик. Я б не отказался от наличия драконов и орков, но можно обойтись и простыми мужицкими разборками на тяжелых двуручных мечах. А можно и совместить – удалось же Джанику Файзиеву вплести компьютерных драконов-трансформеров в реалистичную историю стычки России и Грузии 2008 года. Определенный опыт у Сарика уже имеется – в «Мафии» есть эпизод с гигантским монстром, а в «Защитниках» присутствуют персонажи с холодным оружием и способностью к превращению в зверя. Почему бы не развить? Можно застолбить за собой звание «русского Питера Джексона», пусть и армянского происхождения.
3. «Форсажеподобный» экшен.
Чего российскому кино не хватает, так это честного масштабного экшена. Даже «Экипаж», «Сталинград» или «Ледокол» при всем своем размахе временами натыкались на банальные ограничения съемочной площадки – действие невольно замыкалось в скромных тесных помещениях, строениях, механизмах. Если бы действие могло полноценно вырваться на улицу, это придало бы ленте воздуха – посмотрите, насколько энергичнее комнатной суеты выглядит беготня по улицам в «Хардкоре» Ильи Найшуллера. Сразу и стиль съемки становится уместен, и зритель оживляется. Повторять, впрочем, трюк с камерой от первого лица больше не надо, достаточно просто занять улицы. Дороги, например, – опираясь, скажем, на «Форсаж». Да, гонки и особенно разрушение транспортных средств – удовольствие не из дешевых, но и «выхлоп» от них впечатляющий. В России уже пытались снять что-то гоночное, но ни «Стритрейсеры», ни, прости господи, «Мантикора» не стоили и гайки из кузова самой последней тачки Доминика Торетто. Почему б не попробовать себя вновь, тем более что и сюжетных подложек появилось множество – тут вам и гонки на «Гелендвагенах» по Москве, и угоны престижных иномарок у столичных «безработных», и дорожные войны на трассе «Дон», и даже протестные выступления дальнобойщиков. Простор для сценарной фантазии огромный, а дальше – скорость, скорость и еще раз скорость. Причем Сарик уже демонстрировал свое умение снимать экшен-сцены в «Мафии» и «Ограблении по-американски», нужно лишь подкрепить умение финансами и талантом красиво бить дорогие тачки. А уж восторг зрителей при виде расплющенных «Ламбо», «Кайенов» и «Геликов» гарантирован – это у русского человека в крови.
2. «Злая» анимация.
Удивительно, но российская анимация сегодня намного обходит по качеству и международному резонансу игровое кино. И касается это не только набивших оскомину «Богатырей», но и неожиданно успешной за границей «Снежной королевы» и «Смешариков». А сколько коротких мультфильмов сейчас снимается в России: «Фиксики», «Тима и Тома», «Маша и медведь» и десяток других вполне способны наполнять целый телевизионный мультканал разнообразными рисованными приключениями. А вот некогда широко востребованное искусство снимать «мультфильмы для взрослых», кажется, утрачено. Почему бы не заполнить лакуну? Чувства юмора и здорового цинизма Сарику Андреасяну не занимать – может быть, стоит пойти по пути Сета Рогена и компании, которые то «Апокалипсис по-голливудски» снимают, то в «Полный расколбас» пускаются. Было бы любопытно увидеть и в России по-настоящему едкий мульт, например, про киноиндустрию с участием узнаваемых персонажей – актеров, режиссеров, продюсеров. Здесь, разумеется, потребуется здоровая порция сарказма и самоиронии, но на них способны не только американцы, это точно! Сарика часто (и небезосновательно, откровенно говоря) ругают за некоторую «самовлюбленность» и «неспособность воспринимать критику». Ну вот и будет повод сделать так, как хочется зрителям. Не нравится Михаил Галустян или Таир Мамедов? В хвост и в гриву их мультяшных персонажей. Обвиняют в бездарных ремейках? «Простебать» еще раз «Беременного» и «Служебный роман», но уже в «рисунках». В нашем кино вообще мало иронического, а комедий с взрослым и умным юмором и того меньше – три фильма «Квартета И», и все. А в анимации вообще можно стать первым и любимым!
1. Соединение патриотического настоящего и героического прошлого.
И все же, если оглянуться на домашние успехи отечественного кино, главная форма коммерческого и зрительского успеха сегодня – это патриотизм, помноженный на великое прошлое. «Сталинград», «Экипаж», «Вий», «Легенда № 17», «Адмирал», даже «Ирония судьбы. Продолжение» – это все эхо ушедшего советского величия. И, похоже, в ближайшие годы наслаждение дымом истории останется в тренде – как таким не воспользоваться? Но и здесь нужно проявить оригинальность – например, вместо банального исторического экскурса устроить изменение прошлого ради светлого настоящего, куда светлее, чем реальность. Вспомните успех «Мы из будущего», обратите внимание на популярность сериала «Обратная сторона Луны» и «Чернобыль» – изменение прошлого востребовано, реанимация СССР желанна, ностальгия по былому всеобъемлюща. И своим обращением к 80-м в «Землетрясении» Сарик Андреасян показал, что умеет работать в иной эпохе, в незнакомой для себя обстановке (напомним, что в год трагедии в Спитаке Сарику было всего пять). Так, может, заразить режиссера идеей фильма о популярных в литературной среде «пападенцах» – наших современниках, заброшенных в прошлое и меняющих тем самым наше настоящее. Чем вам не «Дни минувшего будущего» – отправить героев года 2016-го в эпоху разгара холодной войны, в ставку Гитлера, во Временное правительство. Пусть снова сделают нашу страну великой, хотя бы на экране! Близится столетний юбилей Октябрьской революции – вот бы нам настоящий мощный боевик про это, с крупным бюджетом и подмогой от Фонда кино и Минкульта РФ, зрители воссияли бы! И навсегда простили бы Сарика за Карлсона, Лопухов и Нянек. В мире наступила бы гармония, а в кино восторжествовала бы любовь.
Разумеется, это всего лишь шутка. Задумки братьев Андреасян впечатляют и без наших подсказок (особенно впечатляет здесь замах на книги Александра Беляева и слухи о библейской истории), а вот зрителям стоит подумать, всегда ли их отношение к постановщикам объективно. Кино в конце концов снимается для удовольствия авторов и зрителей – совмещение этих двух частей неизбежно, как бы этому ни противились отдельные недоброжелатели и жалобщики.