Простые зрители, да и маститые критики любят возводить на пьедестал актеров и режиссеров, чьи необычные эксперименты позволяют шире взглянуть на искусство
Лента обрела еще большую мощь благодаря новой музыке
Мы редко отдельно отмечаем саундтрек картин даже тогда, когда он этого заслуживает, но случай с «Убийцей» совершенно особенный. Во-первых, Йохану Йоханнссону в первом фильме удалось создать настолько мощное и суровое звуковое сопровождение, что оно влияет на восприятие фильма ничуть не меньше, чем операторские трюки, работа каскадеров и специалистов по эффектам и даже актерская игра, а заглавная тема надолго застревает в голове. А во-вторых, безвременный уход композитора из жизни поставил создателей сиквела в то положение, когда немудрено запаниковать – продолжение могло лишиться одного из главных козырей. Однако, к счастью, продюсеры нашли более чем адекватную замену.
Исландская виолончелистка Хильдур Гуднадоттир, много лет, кстати, сотрудничавшая с Йоханнссоном, но ранее не слишком активно задействованная в Голливуде, оказалась лучшим выбором на роль композитора – новая лента не только не утратила прежней музыкальной атмосферы, но и получила новый энергетический заряд. Общее звуковое сопровождение, позаимствованное из оригинальной ленты, Гуднадоттир украсила холодными северными нотками и наполнила ритмичными звуками, позволяющими ощутить напряжение действия на каком-то новом уровне измерения. Зритель вместе с героями постоянно находится в цейтноте, отмеряемом метрономом щелчков, постукиваний и ритмичных ударов, задающих тон всей ленте. «Убийца 2» – тот редкий случай, когда основная музыкальная тема получила развитие, превосходящее оригинал.
Мрак сгущается
Оригинальный «Убийца» многим зрителям запомнился своей неприкрытой жестокостью, граничащей с садизмом и психопатологией, – герои первого фильма, например, могли расстрелять членов банды прямо в автомобилях, стоящих в пробке, они обнаруживали целое кладбище замурованных в стены трупов, а финал с убийством детей и вовсе вызывает шок, и сиквел решил не отступать от проложенной колеи. Хотите вы или нет, фильм снова вызовет содрогание и желание отвернуться от экрана в самых жестоких сценах.
«Убийца 2» открывается эпизодом, который не так-то просто переварить даже видавшим виды поклонникам триллеров и боевиков: при взрыве в супермаркете погибают дети, причем один сгорает в тротиловом пламени буквально у нас на глазах. Дальше больше, нападение на конвой, казнь адвоката, похищение дочери криминального босса, расстрел торговцев людьми – новый фильм настолько сгущает краски, что через этот мрак уже совершенно не видно, кто хороший, а кто плохой. Но фильм и не стремится быть двумерным, он как раз рассказывает о том, как вселенское зло складывается из маленьких кирпичиков вроде бы небольших нарушений, обманов, некриминальных делишек. В одном из эпизодов герой получает деньги за свое преступление из рук молодой матери, подрабатывающей курьером, – вроде бы ничего страшного, но это звено в цепочке, которая приводит к сотням смертей. И в этом скрывается настоящий мрак, еще более густой и душный, чем в первом фильме.
Новая главная героиня
Когда Эмили Блант заявила, что не станет сниматься в продолжении «Убийцы», все посчитали, что продолжение безусловно проиграет и окажется несостоятельным. Действительно, это большая потеря – нерв оригинального фильма во многом сплетался вокруг агента Кейт Мэйсер, погружающейся в трясину предательства, коррупции, ненависти и жестокости. Но это не значит, что продолжению нечего предложить взамен – неожиданно бремя лидерства взяла на себя совсем юная Изабела Монер, исполнившая роль похищенной дочери главаря одного из преступных кланов Мехико Изабелы Рейес. И это, пожалуй, главное открытие нового фильма, а вместе с тем серьезная заявка на возможное продолжение.
Возможно, кто-то отметит, что сюжетно история похищения девочки серьезно хромает, смысл операции с вывозом ее в США, последующим возвращением в Мексику и новым переходом границы логическому объяснению поддается плохо, но это не повод ругать актрису. Наоборот, именно на харизме и актерском разнообразии эмоций Монер держится вся линия вокруг похищения. Если вы вдруг позабыли (а это ничуть не удивительно), то Монер недавно сыграла в «Трансформерах: Последний рыцарь» и ничем особенным там не выделилась. Теперь же актриса заявила о себе в полный голос и продемонстрировала завидные для своих 16 лет таланты и умения. Если девушка не пойдет по пути наименьшего сопротивления и не положится на чье-то дурное мнение, ее вполне может ждать блестящая голливудская карьера.
Экшен вышел на новый уровень
Как бы ни хвалили Дени Вильнева, но даже самые преданные его фанаты отмечают тот факт, что экшен – не самая сильная черта данного режиссера. Да, в «Убийце» достаточно напряженных моментов с перестрелками и погонями, но все это выполнено на вполне стандартном, не блистающем оригинальностью и новаторством уровне. И это проблема не конкретной истории, в «Бегущем по лезвии 2049» экшен также скуден и купирован не особенно пышной фантазией автора, что не может не вызывать опасения за грядущую «Дюну». На этом фоне перед авторами «Убийцы 2» стояла задача сохранить лаконичность, установленную оригинальной лентой, но при этом добавить «огоньку».
Огонек полыхнул – перестрелки стали на голову более реалистичными, но при этом подвинули зрителя еще ближе к краю, теперь мы уже не наблюдаем за карательными операциями через бронированное стекло военного внедорожника, мы идем в бой вместе с агентами, мы стоим рядом и ощущаем каждый щелчок затвора. К счастью, создатели продолжения не стали перегибать палку и перенасыщать картину стрельбой и погонями – пушки здесь столь же смирно ждут своего выхода, как и в первой ленте, а когда начинают говорить, делают это строго по делу. В других руках «Убийца 2», возможно, скатился бы в аттракцион-шутер, как превратился в набор нелепых драк недавний «План побега 2», но у Соллимы все получилось точно и в нужных пропорциях.
Джош Бролин и Бенисио Дель Торо выходят на первый план
Как мы уже упоминали, в первом фильме солировала Эмили Блант, за что вполне заслуженно была отмечена критиками и зрителями, Джошу Бролину и Бенисио Дель Торо же достались роли если не второстепенные, то, скажем так, менее интенсивные – герои получились интересные, но их задачей было оттенять метаморфозы, происходящие с агентом Мэйсер. В «Убийце 2» все иначе – на сей раз Мэтт Грейвер и Алехандро Гиллике вышли на первый план, причем сложно оценить точно, кто из них играет первую скрипку, настолько равнозначно распределены между двумя персонажами задачи и вызовы. Причем если в оригинале два этих героя выглядели похожими в средствах и способах достижения целей, то сейчас между ними обнаружились разночтения, и это лишь добавляет объема.
Джош Бролин продолжает идти проторенным первым фильмом путем и вновь играет безжалостного, хладнокровного агента ЦРУ, человека, идущего на все ради выполнения миссии и спасения своих людей, а вот образ героя Дель Торо несколько изменился – после дьявольского отмщения в финале первой ленты Гиллике словно бы обрел человечность, он все еще готов выпустить две дюжины пуль в сообщника убийц своей семьи, но на этот раз он не готов убить ребенка даже тогда, когда ему поступает такой приказ. Нет, Алехандро не стал «хорошим парнем», но смещение его интересов вызвало гравитационную бурю в тандеме главных героев, что породило дополнительные сюжетные завихрения, эффект от которых мы, возможно, увидим в «Убийце 3».