Подходящий к финалу год DC и WB вряд ли смогут отнести к числу наиболее успешных в своей истории – и «Бэтмен против Супермена», и «Отряд самоубийц» подверглись весьма болезненной критике и ощутили на себе недовольство преданных фанатов комиксов
4. «Чудо-женщина» – гимн феминизму.
Поводом поговорить о «Чудо-женщине» для меня стал даже не выход трейлера, а сообщение о том, что картина отправилась на досъемки, причем студия не сообщила, была ли эта дополнительная работа запланирована изначально или съемочную группу пришлось собирать в экстренном порядке после не известных нам событий, отзывов, мнений. Лента выходит в прокат в июне 2017 года, и, в принципе, оставшегося времени достаточно для того, чтобы пополнить экшен-запасы или расширить вселенную локациями, но сдается мне, что доснимать Пэтти Дженкинс будет игровые эпизоды с участием актеров и минимумом спецэффектов, чтобы не выбиться из графиков постпродакшена. Как я неоднократно говорил, в досъемках нет ничего ужасного, важно лишь то, что в кино добавляют после окончания основных работ и удается ли «добавку» органично впихнуть в основное блюдо. Вспомните ситуацию с «Отрядом самоубийц», в фильм вдруг захотели добавить юмора, но ленте это серьезно повредило в динамике, навесило сюжетных дыр и привело к разбалансировке персонажей. Боюсь, что это же может повредить и «Чудо-женщине», ее могут попытаться сделать менее «женской». Приглашение женщины в режиссерское кресло было смелым решением руководства WB, но оно себя оправдывало – по двум трейлерам видно, что у Дженкинс получился гимн феминизму. Амазонки здесь крошат в фарш мужиков, Диана не позволяет обижать секретарш, а красота буквально спасает мир. И это прекрасно, это глоток свежего воздуха в пропахшем пропотевшими доспехами, перегаром и куревом мужском мире кинокомиксов. Но хватит ли смелости студии удержать феминистский настрой? Сейчас, судя по трейлеру, у фильма есть все, что нужно, кроме «мужика». Разумеется, есть Крис Пайн, и он там даже куда-то мчится на мотоцикле, стреляет и прыгает, есть Дэнни Хьюстон, который выглядит зловеще, наряди его хоть в пасхального кролика или снеговика. Но посмотрите, Гал Гадот надирает зад одному и спасает от пуль другого – опасная передача инициативы в женские руки. Как бы Дженкинс под прессингом Снайдера и Ко не взялась переносить акценты на Пайна и Хьюстона. Мало того что это может разрушить целостность ленты, такое вмешательство лишит «Чудо-женщину» ее главного чуда.
3. Смена эпохи пошла картине на пользу.
Поклонники комиксов знают, что авторам фильма о Чудо-женщине пришлось пойти на серьезное сюжетное изменение – эпохой встречи Дианы Принс и Стива Тревора избраны не сороковые годы, как в бумажном комиксе, сценаристы Аллан Хейнберг и Джефф Джонс забросили пару еще дальше в прошлое, на поля Первой мировой войны. Ход этот понятен и обоснован – DC не хотелось идти дорогой «Первого мстителя», пришлось искать обходные пути. В целом изменения кажутся не слишком существенными для сюжета, но визуально они, конечно, себя проявляют – здесь и непривычное обмундирование, и особое вооружение, и ключевая, видимо, для сюжета история с отравляющими веществами. Выглядит это красиво и оригинально, добавляет живости действиям героев, позволяет еще шире развернуть характеры и найти интересные ходы повествования. Несколько пугает здесь то, что картина Дженкинс рискует стать одним большим флешбэком, который может оказаться как правдой (в рамках комикс-вселенной, разумеется), так и вымыслом, что может подорвать доверие к франшизе в целом, но из подобного положения можно вывернуться – Marvel, например, не постеснялись снять «Первого мстителя» в формате одного большого приквела к «Мстителям», не отвлекаясь на воспоминания, переживания и встраивание в настоящее. Хочется, чтобы и у «Чудо-женщины» обращение к прошлому случилось столь же атмосферным и логически обоснованным. Открывающий кадр с бредущей по современному Лувру Дианой пока отнесем к связующим с грядущей «Лигой справедливости» нитям и сосредоточимся на истории столетней давности, тем более что там есть на что посмотреть.
2. Новая цветовая и музыкальная гамма выглядят многообещающе.
Картины WB (не только комикс-экранизации, но и, например, поттериану) часто ругают за весьма странный специфический цветовой диапазон, в котором они сняты. Вспомните, эти ленты часто либо очень темные, либо окрашены в какие-то близкие к сепии цвета. Трейлер же «Чудо-женщины» обещает нам буйство красок, по крайней мере в той части, где сюжет касается райского острова амазонок. Прямо скажу, глаз возрадовался! Не припомню подобной цветовой гаммы ни в «Человеке из стали», ни в «На заре справедливости», ни в «Отряде самоубийц», где мрачные тона не могло разогнать никакое солнце. Может статься, что яркой картинкой нас порадуют лишь пару минут, но я хочу надеяться, что обращение к Темискире будет более обширным – в конце концов когда же об этом еще рассказывать, если не сейчас. Да и в мире людей Диана выделяется своими нарядами. Это проявилось еще в «Бэтмене против Супермена», где Гал Гадот в вечернем платье на приеме Лютора на три головы была ярче Эми Адамс в любом ее эпизоде, и продолжилось в трейлере «Чудо-женщины». Это меня очень радует и настраивает на светлые мысли. Оптимизма добавляет и музыкальная тема заглавной героини. Мы слышали ее еще в весеннем противостоянии Бэтса и Супа, но только сейчас стало заметно, насколько более ярким и боевым выглядит барабанный марш Дианы на фоне заунывных скрипок и флейт Брюса Уэйна и Кларка Кента. Не для всех это важно и заметно, но в ситуации, когда на кону стоит слишком многое, каждое лыко будет в строку – и бравурная музыка, энергичная и по-женски горячая, может оказаться полезным дополнением к общему впечатлению от фильма.
1. Сюжет, кажется, будет близок к классическому комиксу.
Сразу признаюсь: нет, о сюжете я знаю не больше других, кто черпает информацию из скудных пресс-релизов WB. Пока непонятно, кто будет противником Дианы, тем более неизвестно, как будет выглядеть злодей (надеюсь, студия учла провальный эксперимент с компьютерным Думсдэем), но определенные надежды на положительные подвижки имеются. Во-первых, трейлер рассыпает целый ворох намеков: тут и смертоносные газы, намекающие на Доктора Пойзона, и воинственный персонаж Дэнни Хьюстона, и вполне ожидаемое противостояние Дианы с кем-то из своих родственников. Как бы то ни было, это далеко не постмодерновые штучки «Бэтмена против Супермена», где Лютор стал мальчишкой, Думсдей – кучей случайно сплетенных цепочек ДНК, а ключом к победе над злом оказалось имя Марта. Нет, «Чудо-женщина» пока выглядит классической комикс-экранизацией с близкой к «тексту» формой. И это очень хорошо. Можно сколько угодно говорить о революции, которую своим «мор_даркнес_мор_реалистик» совершил Кристофер Нолан, но хочется иногда посмотреть «теплое ламповое» кино с нарочито фантастичными злодеями и героями, способными с ними разобраться, минуя сопли и фрустрации, как это было у Тима Бертона, скажем. Я не рассчитываю на то, что «Чудо-женщина» будет совсем простой, этого не позволит и студия, опасаясь, что ее обвинят в сексизме, но хочу надеяться на хотя бы разовый поворот к истокам, где злодеи были чуть глуповаты, а герои – смелы и наивны. Трейлер навевает на меня именно такие мысли – фильм Пэтти Дженкинс несет какой-то заряд старомодной энергии, способной растопить лед сурового Бэтмена-Аффлека и Супермена-Кэвилла с каменным лицом.
И о плохом. В «Чудо-женщине» слишком много Снайдера.
Но закончу я все же в миноре. Хотя как посмотреть, полагаю, для многих этот пункт окажется главным поводом посмотреть фильм Дженкинс на большом экране. По трейлеру я пока делаю вывод, что Зак Снайдер не просто руководил процессом как продюсер, он настолько могуществен и влиятелен в тандеме WB/DC, что способен навязывать свое видение и понимание героев. Что я имею в виду? Ну, например, и это я уже затрагивал, цвета картины. Да, трейлер пестрит тропическими яркими красками, а платья Дианы рассекают мрак экранов, но вместе с этим никуда не делись сумрак и приглушенные оттенки. Снайдер уже превратил серые доспехи Бэтмена в черные, из голубого и красного в костюме Супермена он «выкрутил» всю яркость и контрастность, теперь пришла очередь облачения Дианы. Блистательный золоченый костюм воительницы здесь превратился в потертую медь, снова все очень тускло и мертво. Далее, мне сложно представить себе, что Дженкинс по своей воле натолкала в фильм столько слоу-мо. Эффект замедленного движения – известная фишка Зака Снайдера, без нее и «300 спартанцев», и «Запрещенный прием» были бы совсем иными, но сразу несколько сцен в одном только двухминутном трейлере – это перебор. И не то чтобы слоу-мо тут использовано безосновательно – показать движение пули или стрелы порой необходимо, но не превратится ли «Чудо-женщина» в парад прыжков, полетов и замедленных кувырков из-за этого? Я этого побаиваюсь. Наконец, картину может испортить и то, как неуклюже до этого авторы фильмов, и Снайдер в первую очередь, соединяли картины в единую вселенную. Успешным можно назвать только «пересечение» Уэйна и Супермена в начале «На заре справедливости», но ни камео Бэтмена в «Отряде самоубийц», ни появление Дианы в «Бэтмене против Супермена» изящными не назовешь – топорная работа. Получится ли вписать «Чудо-женщину» во франшизу так, чтобы не рубить по живому, – это большой вопрос.
И все же трейлеры «Чудо-женщины» выглядят весьма обнадеживающе. WB и DC необходим свежий воздух, и его могут принести амазонки из свободного города. Им просто не нужно мешать и навязывать свои мужские представления о прекрасном. И в комикс-экранизациях появится наконец что-то по-настоящему красивое, сильное и вдохновляющее, как когда-то Чудо-женщина вдохновила десятки авторов и художников на создание новых женских комикс-персонажей.