Не самая сильная работа Занусси будет интересна прежде всего его поклонникам – режиссер вложил в нее все свои сформировавшиеся за семь десятков лет жизни представления о вере и возмездии
Не самая сильная работа Занусси будет интересна прежде всего его поклонникам – режиссер вложил в нее все свои сформировавшиеся за семь десятков лет жизни представления о вере и возмездии.
Молодому итальянскому бизнесмену Анджело жизнь преподнесла сразу несколько сюрпризов: девушка Кася, с которой он собирался связать жизнь, внезапно обратилась к Богу и готовится к постригу в монахини, новая работа забрасывает Анджело в польское отделение международной корпорации, а не самые законные методы работы новой начальницы Крис отправляют героя в российскую тюрьму. Что Анджело в жизни сделал не так? Почему его отношения рушатся, а новые знакомства не приносят удовлетворения? Как получилось, что, обретя все преимущества глобализации, молодой человек не может найти самого себя? Герой проходит через множество испытаний, чтобы к финалу понять, что в этом мире для него действительно важно.
Знаменитый польский режиссер и сценарист Кшиштоф Занусси – тот еще хитрован: по названию его фильмов определить содержание совершенно не представляется возможным. Прячась за математические, физические и научные термины вообще вроде «Компьютеров», «Структуры кристалла», «Гипотезы», «Иллюминации», «Спирали» или «Константы», большой художник Занусси вырисовывает чувства, эмоции, сердечные ритмы и духовные поиски. Этот постоянно поддерживаемый контраст, обильно удобренный жесткой социальной позицией режиссера, не позволяет угаснуть интересу зрителей к его новым произведениям, очередное из которых как раз докатилось до российского проката.
Описывая сюжет «Инородного тела» (снова какое-то околомедицинское понятие), можно ввести зрителя в заблуждение. Представьте, горячий итальянский молодой человек, его польская подруга блондинка, стервозная брюнетка начальница, добивающаяся интимной связи едва не с каждым своим подчиненным, – это же сюжет для какого-нибудь эротического триллера уровня «Основного инстинкта» или «Непристойного предложения». Однако держите себя в руках, «Инородное тело» на то и инородное, чтобы в ряду предсказуемых сюжетов выглядеть белой вороной, квадратным шаром или горячим куском льда. Речь в фильме пойдет совсем не о плотском как движителе всего живого (хотя и об этом тоже), но о духовном – как всеобщем праве и обязанности.
В центр своей истории Занусси ставит сразу трех совершенно по-разному устроенных персонажей, причем недоговоренности об их происхождении, воспитании, формировании в личность больше, чем доступных фактов. Мы не знаем, почему еще вчера готовая идти под венец Кася вдруг меняет течение своей жизни у идет в монастырь. Мы не понимаем очень многого о прошлом Крис, давящем, тяжелом, мрачном прошлом, тянущемся сквозь годы и поколения. Нам далеко не все объясняется и о самом Анджело, слишком уж неуловимым показан его характер и внутренний мир. Но Занусси, кажется, это и не заботит особенно, ведь режиссер замыслил показать духовные испытания, а им багаж земных проблем не важен.
И вот тут прежде острый, точно выхватывающий болевые точки глаз Занусси дает осечку. Отринув правдивость и обоснованность быта, режиссер лишил своих героев частички души, той самой, за которую в фильме должен идти бой. Вместо глубоко терзаемых внутренними противоречиями персонажей получились люди-схемы, в которых проще объяснить внешнее, чем внутреннее. Потому что внешнее получилось однотонным – положительный герой положителен во всем и до конца так же, как отрицательный до последнего кадра будет держаться за свою «плохишовость». Отсутствие оттенков и граней существенно снижает градус переживаний, а потому героям сопереживать достаточно непросто, еще сложнее вникать в их диалоги, рассуждения и переживания.
На самом деле мысль Занусси укладывается в скромные несколько строчек, которые герои время от времени с придыханием произносят: Бог превыше всего, выбор другого человека нужно принимать беспрекословно, а свобода имеет смысл только тогда, когда ограничена моралью. Просто, доступно, но Занусси посчитал эти аксиомы вновь актуальными и требующими дополнительной артикуляции. Плюс подкрепил их реалиями современного, ведущего к внутреннему разрушению мира – один только «фигуральный ад», расположенный в Москве, чего стоит. Стоит ли это вашего времени? Только в случае необходимости подтвердить свои собственные жизненные выводы – приятно считать, что великие думают в том же направлении. Иначе не стоит и браться, рискуете оказаться инородным телом в зале кшиштофопоклонников.