![Аутсорс](/themes/filmru_desk/img/okko/autsors-desktop.png)
Как ярко умеют гореть по отдельности Дуглас, Де Ниро, Фриман и Клайн, мы знаем. Увы, совместная их работа – это не фейерверк, а скорее чахлый огонек дедушкиной лампадки. Смеяться над этим, право, неловко
Четыре приятеля – Сэм, Арчи, Билли и Пэдди – дружат уже больше полувека. Сейчас каждый из них не желает мириться со своим возрастом: один молодится и подтрунивает над соседями-пенсионерами, второй старательно избегает заботы чрезмерно внимательного сына, третий уворачивается от притязаний сводницы. Самый нетерпимый из четверки даже намерен жениться на красотке, которая вдвое моложе его! Друзья отправляются в Вегас, чтобы вспомнить старинные времена и закатить мальчишник, который запомнился бы на многие годы, но мир уже совсем не тот, что был во времена их молодости. Старикам придется побороться за место под солнцем Вегаса.
Голливуд в последние годы болен страстью к проектам, переполненным звездами. Такие «сборные солянки» могут выливаться в альманахи вроде «Реальной любви», в грандиозные постановки вроде «Поттерианы» или в ностальгические междусобойчики «Неудержимых». Маркетингово этот ход практически безупречен – зрителя зацепит хотя бы одна фамилия с постера, а если любимых актеров там окажется два, то, считай, преданного поклонника в кинотеатр уже привлекли. Да и недовольных таким фильмом не бывает слишком много, на звезд налюбовались, как говорится, «хоть согрелись»…
Давно прочувствовавшие такую «фишку» режиссеры, к сожалению, теперь считают свою работу выполненной на этапе привлечения в проект звезд. А дальше – как покатит. «Перцы» – именно такой тип фильма. Кто у нас в звездном составе? Майкл Дуглас? О-о-о-о! Роберт Де Ниро? У-у-у-у! Морган Фриман? Е-е-е-е! Кевин Клайн? А-а-а-а! Шесть «Оскаров» и девять номинаций на четверых! Стоит ли думать о чем-то более важном, чем то, в каком порядке имена звезд расположить на постере? На самом деле стоило, потому что сценарий – откровенно самое слабое место фильма.
Именно тому, что сочинил Дэн Фогельман, сценарист «Тачек» и «Рапунцель», больше всего и подходит определение «пенсионерское». Понятно, что определенная цель, показать как «зажигают» стариканы, не то что нынешнее племя, перед сценаристом лежала, но стоило ли историю делать такой беззубой? Драматическая и нарративная составляющая «Перцев» сгодилась бы для какой-нибудь третьестепенной комедии, но актерам, получившим свои награды отнюдь не за красивые глаза, играть в этом фильме абсолютно нечего.
Впрочем, напряжение от слабого сценария порой нивелируется отдачей актеров, в том случае, если они действительно горят проектом и играют от души и с желанием, переливающимся через край. «В «Перцах» нет и этого, на лицах актеров сквозит невероятная усталость, а Дуглас и Де Ниро в совместных сценах только что не морщатся брезгливо друг на друга. Все это превращает просмотр не в радостный отдых, а в какое-то неловкое наблюдение за чужими неприятностями, над которыми и смеяться-то как-то неудобно.
Вот мы и подошли к комедийной составляющей. С ней тоже все не так хорошо, как могло бы показаться на первый взгляд. Юмор картины постоянно заваливается если не в пошлость, то какое-то злобное подхихикивание над стариками – то неприятные шутки про отвислые груди, то злорадство относительно здоровья, то пренебрежительное отношение к почтенному возрасту. А что это за бзик с одержимостью сексом одного из персонажей? Ясно, что режиссер и сценарист просто разыграли четыре карты, у каждой из которых своя функция, своя масть, но что ж они настолько-то шаблонные? Предугадать, чем закончится история каждого из пенсионеров, нетрудно с первых же кадров из представления публике. И это с актерами такой величины!
Конечно, со своей главной функцией фильм справляется блестяще – еще раз посмотреть на Де Ниро, Дугласа, Клайна и Фримана стоит, но вот записать себе в актив этот фильм никто из них не сможет, слишком уж слаб и немощен он получился. Что особенно странно смотрится на контрасте с основной мыслью фильма: живи сейчас и будь что будет. Очень хотелось, чтобы из «Перцев» получились «Старики-разбойники», но больше, чем прогулку по больничному дворику постояльцев дома престарелых, Тертелтауб сделать не смог. При всех имеющихся козырях Вегас ему не поддался.