
25 лет назад состоялась премьера фильма «Пункт назначения». Хоррор про школьников, которых преследует смерть, родился из нереализованного сценария Джеффри Реддика для сериала «Секретные материалы», однако драфта оказалось достаточно для создания одной из самых успешных и стабильных франшиз нулевых. Всего вышло 5 частей, выполненных практически под копирку, что не мешало студиям зарабатывать на билетах.
В мае состоится премьера фильма «Пункт назначения: Кровные узы» — после 14-летней паузы Смерть возвращается. Мы решили вспомнить, как развивалась франшиза, чем цепляла фанатов и как конструировала механизмы, благодаря которым нравилась широкой аудитории.
Не идеальный, но хороший старт
В первой части, срежисированной Джеймсом Вонгом, рассказана история школьника Алекса. Вместе со своими одноклассниками и учителями он собирается полететь на отдых в Париж. Когда он оказывается в самолёте, ему видится предстоящая катастрофа. У Алекса начинается истерика, его снимают с рейса, как и несколько других пассажиров, случайно вставших на пути сотрудников аэропорта. В итоге самолёт взрывается точно как в видении Алекса. Спустя время 7 человек, покинувших борт, начинают умирать в результате несчастных случаев. Алекс понимает, что они обманули смерть, сойдя с рейса, и теперь нечто невидимое начало за ними охоту.
Фатализм — ключевое слово как для первой части, так и для всей франшизы. Неизбежность смерти, затаившейся повсюду (и в невнимательном водителе на пешеходном переходе, и в неисправной розетке), оказывала куда большее впечатление на зрителя, чем предсказуемость сюжета и другие недостатки хоррора.
Например, первая же часть обозначила неспособность сценаристов написать хотя бы пару вменяемых персонажей. Сопереживать героям трудно, лучшее, что они способны вызвать, — безразличие. Намного чаще они раздражают (даже радостно за парижан, к которым не прилетят такие неприятные люди).
После очередной смерти выжившего возникает удивительный диалог: учительница, сошедшая с рейса, сообщает о планах уехать из города. Картер, тоже выживший, начинает ругаться на Алекса и обвиняет его в том, что «любимая учительница уедет» из-за него. Алекс виноват, но в чём? И если глупые действия и фразы подростков можно списать на возраст, то взрослые, представленные в фильме, вызывают такое же недоумение. Например, они тоже винят главного героя в том, что он спас их детей, ведь детям страшно, потому что их спасли.
Агенты ФБР тоже не отличаются сообразительностью. Один из них, общаясь с Алексом, говорит, что подросток ни в чем не виноват, а потом бросает фразу: «Можешь мне пообещать, что больше никто не умрёт?» Даже интересно, с чего это Алекс может что-то обещать. Ну хоть не попросили поклясться сердцем матери.
Но это всё детали на фоне бурно развивающегося сюжета. За 98 минут герои успеют разобраться в очередности смертей, разработают пару теорий и попытаются выжить. Авиакатастрофа как таковая — вполне сильный образ для начала хоррора. А вот несчастные случаи, преследующие героев, спустя годы выглядят комично.
Например, учительница проливает водку на монитор компьютера, тот взрывается, осколки экрана ранят ее в шею, затем она бродит без сил и устраивает пожар. Оказавшись на полу, она тянется к столу за полотенцем, чтобы прикрыть рану, однако роняет на себя ножи. В общем, Смерть зажала все кнопки на джойстике. Даже странно, что в конце сцены на героиню не падает дерево, заражённое ветрянкой.
Первый «Пункт назначения» регулярно играет с ожиданиями зрителя, намекая, что смерть может настигнуть героев в любой момент. Поэтому возникают довольно длинные сцены, в которых персонажи совершают простейшие бытовые дела (зажигают плиту, бреются). Но, преодолев одну опасность, они натыкаются на следующую, фатальную. И для первого раза подобное напряжение работает неплохо — зритель ведь действительно не знает, как персонаж умрёт.
Всё это удовольствие обошлось New Line Cinema в 23 миллиона долларов — действительно большой бюджет для 2000 года, особенно для фильма, в котором нет звёздных актёров. Но сборы (более 110 миллионов) дали зеленый свет продолжениям.
Сиквел
После успеха первой части началась работа над продолжением. Сценаристы придумали новую историю и связали её с событиями первого фильма. И получилось вторично. Структура осталась прежней, только место авиакатастрофы заняла автомобильная авария. Вновь выжила группа из 7 человек.
Джеймса Вонга заменил Дэвид Эллис — бывший актёр и каскадёр, лишь во второй раз в жизни севший в кресло режиссёра. Стилистика сиквела отличалась от оригинала. Стало больше крупных кадров, что становится проблемой из-за не лучшей игры актёров и неудачного монтажа — некоторые сцены вызывают комический эффект, когда герои неприлично долго удивляются или пугаются.
Но и внутреннее наполнение сюжета стало страдать. Именно во второй части возникает любовь постановщиков к летающим предметам — впоследствии отлетевшие куски металла будут провоцировать около половины убийств каждого фильма франшизы. Смертей становится больше, и они, мягко говоря, выглядят сомнительно. В одной из сцен подросток бежит пугать голубей, они взлетают, задевают балки, и героя придавливает какой-то гигантской металлической штукой. Сцена выглядит пародийно и кажется самой плохой в фильме, пока в кадре не появляется «человек с крюками» в лифте. Мужчина, везущий в тележке крюки, нюхает незнакомку, а потом случайно цепляет её инструментами, что приводит к её смерти. Некоторые ловушки Смерти выглядят так, будто их собрал Кевин МакАлистер под влиянием веществ.
Появляется юмор. Его мало, но в первой части шуток не было вообще. Мрачная атмосфера первого фильма рассеивается, появляется ирония.
Вторая часть утверждает тенденцию на неприятных героев. Они всегда говорят друг другу гадости. Например, главная героиня приезжает в психбольницу к девушке, выжившей в первой части. После короткого разговора обвиняет ее в трусости и слабости. На секундочку, речь идет о школьнице, которая год назад потеряла всех друзей в автокатастрофе, а затем оставшиеся умерли в муках, но это не мешает взрослой женщине буквально издеваться над девушкой. Пусть школьницу играет 27-летняя актриса, но какие-то рамки приличия соблюдать стоит.
Вторая часть заметно уступала первой по качеству, но собрала в прокате 90 миллионов, что позволило говорить про третью часть.
Удивительно, что третья часть не стала последней
В третьей части в кресло режиссёра вернулся Джеймс Вон. На этот раз зрителя пугали парком аттракционов, но смена локации ничуть не повлияла на структуру — сценаристы в третий раз написали один и тот же фильм, просто меняя имена героев и способы умереть.
Впрочем, кое-что изменилось — персонажи стали ещё хуже. Они не только злые, но и глупые — их ровесники из первой части на этом фоне выглядят как интеллектуалы. Впрочем, возраст окончательно размывается. Выпускники школы идут в парк аттракционов и ведут себя как 10-летние дети, правда, среди них есть две «бимбы» (в середине фильма они заживо сгорят в солярии, поскольку окажутся слишком глупыми, чтобы спастись в не самой опасной ситуации). А когда главная героиня встречает свою сестру, то сообщает ей, что она еще слишком мала, чтоб гулять в такой поздний час. Правда, младшей сестре (точнее, актрисе, играющей её) в тот момент 20 лет — она выглядит слишком взрослой для человека, которому нельзя пройтись ночью.
А рядом с героинями крутится Фрэнки, который, по его словам, закончил школу «пару лет назад», но «приглядывал за развитием» школьниц. До своей смерти (самое долгожданное событие во всей франшизе) он отвешивает шутки про грудь и вагины школьниц. Юмор в духе молодежных комедий (в самых худших образцах жанра) добил остатки мрачной атмосферы оригинала.
В третьей части франшиза увлеклась CGI-эффектами. Если во второй части их было мало, то теперь они стали занимать едва ли не треть экранного времени. И выглядят они ужасно. Спустя годы забавно читать, как продюсеры и художники хвалили свою работу в 2006 году. Конечно, у «Пункта назначения 3» не было таких бюджетов, как у условных «Пиратов Карибского моря», но это не повод выдавать отвратительную графику за хорошую работу.
Мелкие недоработки разбросаны по всему фильму. Отвратительная сцена с лошадью, тянущей за собой одну из выживших, из-за плохой работы с массовкой выглядит как представление перед публикой. А после очередного чудесного спасения в голову просто прилетает какой-нибудь предмет — как будто сценаристам стало лень додумывать смертельные ловушки.
Милфы в 3D
Третья часть собрала всё худшее, что было в двух первых, добавила к этому плохой юмор и отвратительную графику. А потом собрала в прокате 117 миллионов долларов — больше, чем первая и вторая. New Line Cinema запустила в работу четвертый фильм под названием The Final destination, намекая, что он станет последним во франшизе. В кресло режиссёра вернулся Дэвид Р. Эллис, поскольку Джеймс Вон был занят — снимал «Драгонбол», один из худших фильмов нулевых.
В четвертой части трагедия случилась на автогонках. Вновь предметы летали (еще чаще и непонятно откуда), головы слетали с плеч, а герои произносили глупости. Одна из героинь указана в титрах как Milf — шёл 2009 год.
Четвертый фильм самый короткий из всей франшизы — всего 81 минута. И это несомненный плюс, учитывая качество зрелища. Правда, герои становятся еще более плоскими, у них банально нет времени — примерно после второго диалога их настигает смерть.
В этот раз смерть наступает из-за всасывания внутренностей в насос бассейна, камня, отброшенного газонокосилкой, несущейся «скорой помощи». «Пункт назначения 4» больше напоминает порно с сюжетом, чем полноценный фильм, — сюжет условен и нужен лишь для пяти-шести сцен, не слишком влияющих на повествование.
Естественно, фильм снят в 3D. Через сто лет в справочниках будут писать, что 3D — это технология, из-за которой плохие хорроры, вышедшие в районе 2010 года, смогли заработать много денег. Правда, «Пункт назначения 4» выглядит плохо даже рядом с «Пилой 7» и «Пираньями 3D». Зато фильм заработал 181 миллион в прокате — это самая успешная часть франшизы.
Пятая часть также снята в 3D — и в ней всё начинается с обрушения моста. Формально это приквел первой части, хотя зрителям сообщают об этом только в финальной сцене. Вновь был «пошлый» герой. Правда, пятая часть решила хоть немного вскрыть тайны Смерти и даже предложила способы спасения — убей другого человека и забери его годы жизни себе. Удивительно, что третий и четвертый фильм вообще отказывались от изучения Смерти, показывая зрителям только окровавленные тела.
Зато персонажи продолжили вести себя как дети. После обрушения моста эксперты выяснили, что катастрофа случилась из-за сильного ветра — на изучение обстоятельств им потребовалось примерно столько же времени, сколько длился допрос главного героя. Интересно, они вообще успели дотуда доехать или просто прогноз погоды посмотрели?
Можно предъявлять претензии к глупостям в сценарии или отсутствию фантазии, но в целом это неплохо срежиссированое кино по меркам франшизы. В нем был более-менее складный сценарий, пара не слишком бесящих героев и забавные пересечения с первой частью. Вот только смерти стали еще более пресными — фантазия иссякла, вновь в головы прилетали предметы.
Пятая часть заработала 150 миллионов долларов в прокате. Общие сборы франшизы составили 664 миллиона долларов, общий бюджет — 154 миллиона.
Удивительно, но именно после пятой части франшиза встала на паузу. К тому моменту New Line Cinema вошла в структуры Warner bros, продюсеры говорили про подготовку шестого фильма, но постепенно слухи о продолжениях стали утихать. Хотя люди, снимавшие пять частей, не купались в предложениях — их карьеры вообще не ассоциируются с успехом.
Безумная схематичность
Длительные франшизы рано или поздно приходят к необходимости переосмысления, смены вектора. Но для этого нужны внешние обстоятельства — чаще всего это снижение сборов и отрицательная реакция публики. Но «Пункт назначения» с самого старта невзлюбили критики, так что можно было спокойно ориентироваться только на прибыль. А она росла.
По сути, авторы каждого нового фильма делали всё, чтобы не сломать работающий механизм. В первой части «Пункт назначения» задаёт рамки, из которых никогда не выйдет. Одинаковое количество героев, одни и те же ролевые модели, даже одинаковые конфликты — меняется трагедия, но все остальное на месте.
Абсолютно в каждой части смерть ждёт, пока герои озвучат её следующее действие. То есть если они не сказали, что условный Джон — следующая жертва, то Джон находится в безопасности. Но стоит проговорить его потенциальные проблемы, и можно звонить патологоанатому. Вселенная принимает сигналы, не иначе. Принцип возводится до максимума в финале второй части, где родители подростка вдруг признаются, что главные герои спасли мальчика полгода назад. Проходит несколько секунд, и подросток погибает.
При этом «Пункт назначения» — классическая «зрительская франшиза». Во главе угла не только готовность большого количества людей покупать билеты на один фильм, но и возникновение желания в будущем сходить еще на одну часть. А для этого необходимо потакать желаниям публики. Звучит как шутка, но для нескольких частей (в том числе первой) переснимали финалы — фокус-группы ругали первоначальные варианты.
Пустая мифология
Несмотря на бушующую Смерть, мифология франшизы довольно скудная. И если в первой части эта недосказанность работает в плюс, то впоследствии просто надоедает. Ключевая попытка раскрыть причины, по которым смерти происходят, предпринята во второй части. И вроде бы Смерть становится интересной, непонятной, загадочной, обладающей условиями и правилами. Но уже в следующей части объяснения заканчиваются, пока последняя не предлагает новые вводные.
Но к пятой части копится слишком много вопросов. Почему отдельные герои видят предстоящую смерть? Они уникальны? Зачем Смерть в первой части маскирует свои дела под самоубийство? Она боится, что её арестуют?
Хоррор
Стартовав как хоррор про молодых людей, «Пункт назначения» впоследствии догонял антураж слэшеров. В третьей части появились и сексуализация подростков, и шутки образца молодежных комедий. Но сценаристы так и не сумели органично вплести их в повествование, из-за чего соседние сцены могли выглядеть как эпизоды из разных фильмов.
Способна ли пугать франшиза спустя годы? Пожалуй, только самых впечатлительных зрителей. Подавляющее большинство смертей в «Пункте назначения» связано с летающими предметами. Пару десятков раз голову разрубает крюк, прилетающий после взрыва, несколько раз персонажей губит электричество. Вообще, отрубленные головы появляются так часто, что вызывают скорее скуку, чем удивление или страх.
А вот оригинальные и яркие смерти за пять частей показали лишь пару раз. В четвертой части была сцена с бассейном и всасыванием внутренних органов насосом. Удивительно, но даже эта неприятность, заимствованная у Чака Паланика, не пугает и не шокирует из-за стерильности изображения. Во второй части есть сцена в кабинете стоматолога (что само по себе тянет на хоррор). И сценаристы не придумывают ничего более страшного, чем паук, вползающий в ротовую полость. Абсурд, но герой погибает в следующей сцене в обстоятельствах, никак не связанных с приёмом у дантиста. Сцена в солярии из третьей части слишком абсурдна и больше напоминает пародию из «Очень страшного кино» — ох уж эти глупые блондинки, которых зажарило.
Там, где «Пункт назначения» заходил на территорию расчлененки и мучений, возникала стерильность, заставляющая скучать. Соседние франшизы нулевых, пугавшие пытками («Пила», «Хостел»), на проверку оказываются более зрелищными и неуютными.
Удивительно, но в 2025 году «Пункт назначения» возвращается на экраны. Естественно, под грифом «переосмысление» — всё-таки с предыдущего фильма прошло целых 14 лет. Учитывая опыт нулевых, можно представить, что и новая часть каким-то чудом соберёт большую кассу и спровоцирует пару сиквелов.