Удивительный сюрприз и для поклонников Дэвида Кроненберга, и для фанатов Роберта Паттинсона
28-летний миллиардер Эрик Пэккер утром садится в лимузин. Его задача – пересечь Манхэттен, где сегодня встречают президента США и хоронят известного рэппера. Пункт назначения – парикмахерская. Остановки на пути – встречи с женой, любовницами, сумасшедшими, бизнес-партнерами и финансовыми аналитиками. Отягчающие обстоятельства – вероятное банкротство, а также угроза жизни от неизвестного маньяка.
В романе Дона Делилло говорится о призраке капитализма, блуждающем по миру. Дэвид Кроненберг утверждает, что своим фильмом почти дословно процитировал коммунистический манифест Карла Маркса.
От главного специалиста по патологиям Дэвида Кроненберга ждали чего-то иного. Одноименный роман современного классика Дона Делилло – динамичный аттракцион с убийственным финалом, «Улисс» XXI века. Казалось, что канадский мэтр, да еще и с трэш-иконой Робертом Паттинсоном в главной роли, превратит подобный текст в первостатейный триллер, в эдакого "Американского психопата-2". Однако Кроненберг поступил иначе. Белоснежный лимузин бороздит запруженные улицы Нью-Йорка плавно, величаво и почти бесшумно, как круизный лайнер. Лицо плейбоя-богача невозмутимо и неподвижно, глаза спрятаны за темными очками. Это не фильм, а трип: пока главный герой медленно (и не без мазохистского удовольствия) погружается в пучину саморазрушения, сомнения и боли, зритель впадает в транс, наблюдая за кроненберговской трепанацией капиталистического мифа.
Первоначально главную роль должен был сыграть Колин Фаррелл.
Картина участвовала в основном конкурсе Каннского МКФ.
Террористы, антиглобалисты, политики, экономисты, охранники, проститутки, поэты – участники этого завораживающего dance macabre. Можно сказать, что "Космополис" – первое открыто социальное кино в карьере многоликого режиссера. Но и увидеть фирменные приметы его стиля и философии в картине – самой зрелой и спокойной, наименее коммерческой за долгие годы – тоже несложно. Мир капитала для Кроненберга – такая же лже-реальность, как и компьютерная игра в «Экзистенции» или виртуальное телевидение в «Видеодроме». Что до статного упыря Паттинсона, то он – достойный наследник многочисленных мутантов, безумцев и недочеловеков, портретами которых так славен Кроненберг. В конце концов, красота, успех и богатство – тоже отклонения от нормы.
Кстати, сыграть такое, при всей статичности по преимуществу разговорной роли, смог бы далеко не каждый: "Космополис" – та точка, в которой Паттинсона можно наконец-то назвать не просто исполнителем, а настоящим актером.