
Задорный южнокорейский боевик о пенсионерке-киллерше.
Какой возраст для наёмного убийцы может считаться подходящим для выхода на пенсию? А если наёмная убийца — женщина? Главная героиня фильма «Старуха с ножом» (Ли Хе-ён) — дама преклонных лет, однако о завершении карьеры, сделавшей её легендой в сомнительных узких кругах, она даже и не задумывается. Специфическая профессия — единственное, что есть в её жизни. Да и не так уж просто признаться себе в том, что некогда способное на любые подвиги и превозмогания тело начинает выходить из строя. Что даже самым сильным и стойким в какой-то момент может потребоваться помощь. Однако посмотреть прошедшим десятилетиям в лицо ей всё-таки придётся, когда на пороге тайной организации наёмных убийц появится новый многообещающий и молодой киллер (Ким Сон-чхоль).
«Старуха с ножом» является адаптацией романа-бестселлера южнокорейской писательницы Гу Бён-мо, лишь в 2022 году переведённого на английский язык — через 10 лет после публикации. И вот в 2025-м кинокартина уже входит в специальную программу 75-ого Берлинского международного кинофестиваля. На главную роль режиссёр Мин Гю-дон приглашает Ли Хе-ён – актрису, получившую популярность в 1980-ых годах, а теперь известную современному европейскому зрителю по работам Хон Сан-су. Нет ничего удивительного в том, что при таком сочетании обстоятельств даже от боевика с привычным нарративом ожидаешь чего-то особенного.
История о стареющем профессионале своего дела — довольно популярный сюжет, честно отвоевавший себе место в списке любимых современным зрителем. Особенно когда речь заходит об исконно маскулинных жанрах. Даже не слишком крепко задумавшись, можно в миг припомнить несколько фильмов подобного типа, начиная от довольно незаметно прошедшего «Хитмен. Последнее дело» до в своё время наделавших шуму «Неудержимых». Фильмов, в которых переступившие порог зрелости мужчины на протяжении пары часов доказывают зрителю, что они всё ещё чего-то да стоят. И «Старуха с ножом» становится одной из немногих картин, которые выделяются на их перенасыщенном тестостероном фоне. Ведь роль усталого мстителя отводится женщине.
Нельзя сказать, что гендерная принадлежность имеет принципиальное значение: во вселенной «Старухи с ножом» куда больше внимания уделяется проблемам эйджизма, чем возможной несправедливости по отношению к женщинам. И всё-таки разница между привычным образом стареющего героя боевика и Хорнклав (это прозвище носит старушка-киллер) проглядывается в мелочах. В привычке полагаться на ловкость и интеллект там, где мужчина скорее сделал бы ставку на физическую силу. И подобный подход позволяет Мин Гю-дон вносить любопытную изобретательность в насыщенные жестокостью боевые сцены, пусть он и не спасает героиню от травм и ранений. Режиссёр даёт зрителю понять, что для поддержания угасающих сил необходимо прикладывать старания: сцены ежедневных пробежек Хорнклав придают фильму необходимый тон реалистичности. Не сюжетная броня протагониста позволяет героине удерживать навыки на необходимом уровне, а её напористость и осознание своих слабостей.
«Старуха с ножом» начинается со сцены, повествующей о прошлом героини — первой в череде множества других однообразных флэшбеков. Флэшбеков, призванных не только продемонстрировать уязвимость героини, но и становящихся ахиллесовой пятой для самой кинокартины. Сбивающие с заданного темпа сцены о молодой Хорнклав и её жизненном пути по крупицам выдают информацию и пытаются разъяснять ситуацию, но на деле лишь сильнее запутывают смотрящего. Сюжет дробится на две параллельные драмы, не находящие логичного единения в финале. Особенно обидно то, что столь активный упор на флэшбеки в конечном итоге никак не способствует раскрытию истории Хорнклав. Та будто бы так и остаётся недописанной — несколько рвано продемонстрированных сцен из прошлого так и не выстраиваются в гармоничную подводку для повествования в настоящем.
Рецепт кинокартины довольно прост: добавить немного восточной меланхолии, побольше кровавых сцен и обрамить назидательностью. То, что в литературном источнике было уместно сдобрено размышлениями на вечные темы о добре и зле, в кино принимает довольно кондовые формы. Например, организация наёмных убийц, в которую входит Хорнклав, придерживается благородной метафоричной цели «уничтожение вредителей», — с этими словами наставник предлагает ступить на стезю убийцы. Сама женщина, поддавшись велению подтаявшего с возрастом сердца, приручает пожилую, как она сама, собачку. Героиня проходит хорошо знакомый путь, приводящий к хорошо знакомому финалу для любого супергероя. Однако южнокорейские боевики обладают одной удачной особенностью — способностью даже самый фантастический сюжет окрасить мрачными тонами реализма. Там, где о голливудском герое даже не нужно беспокоиться, Хорнклав хочется искренне сопереживать. «Старуха с ножом» — кино далёкое от совершенства. Но несомненно относящееся к списку фильмов, просмотр которых принесёт удовольствие своему зрителю.