На этой неделе триумфально завершился второй сезон «Наследников» — сериала про семью Рой, владеющую международным медийным конгломератом Waystar Royco. После ухудшения здоровья патриарха семейства дети начинают междоусобицу за его место.
Рассказываем, почему «Наследников» стоит смотреть всем, кто любит сериалы HBO.
1. Современность
Последние несколько лет ознаменовали странную тенденцию в сериальной индустрии — противостояние истории, фантастики и фэнтези. Самыми популярными сериалами были фэнтезийные («Игра Престолов»), научно-фантастические («Черное зеркало», «Ходячие мертвецы»), исторические («Чернобыль», «Когда они нас увидят») и ностальгические, которые находятся на пересечении жанров («Очень странные дела»). Сериалов про современность не становится меньше, но, очевидно, аудитория не заинтересована в эскапизме от реального мира в сериал про точно такой же мир. Это подтверждают и планы главных игроков индустрии: скоро зрители увидят достойную замену популярным сериалам по жанрам — фэнтези («Властелин колец» от Amazon, «Ведьмак» от Netflix, приквел к «Игре Престолов» от HBO), научная фантастика («Звездный путь: Капитан Пика» от Amazon, «Ковбой Бибоп» от Netflix, «Мандалорец» от Disney+) и т.д.
Несмотря на довольно четкий ориентир производства, продиктованный желаниями аудитории, HBO не перестает создавать сериалы про современность. Причем это не просто сериалы, действие которых развивается в наше время («Барри»), а сериалы, которые осмысляют современные процессы — попытка поймать цайтгаст в подростковой «Эйфории» или показать стремительно меняющийся рынок IT-технологий в «Кремниевой долине». «Наследников» как раз стоит отнести ко второй категории — мало того что сериал показывает, как семья становится корпорацией, но он еще и демонстрирует, как развивается рынок медиаразвлечений здесь и сейчас. Почему покупка местных телеканалов — это серьезный удар по акциям современного медиахолдинга, какое будущее ждет стриминговые сервисы и виртуальную реальность и т.д. А ведь эти инсайты и актуальная информация из индустрии — всего лишь оболочка. Главное в сериале — внутрисемейная динамика.
2. Непредсказуемость
Одно из главных достоинств сериала — сценарий, в котором плотно расставлены сюжетные повторы и важные для героев события. Поначалу первый сезон кажется очень растянутым — нет четкого понимания, что каждый из героев собой представляет и за что борется. Однако со второй половины «Наследники» выходят на уровень лучших сериалов на ТВ — любые попытки предугадать сюжет с треском проваливаются, от количества мелких важных деталей кружится голова, а новые интриги и предательства бьют по сердцу. Второй сезон не только закрепил удачную формулу, но и улучшил ее, добавив динамики.
Финал первого сезона был с восторгом принят прессой и зрителями (про финал второго сезона лучше промолчать и просто посмотреть на близкую к 10 оценку на портале IMDB), а в сентябре этого года получил премию «Эмми» за лучший сценарий к драматическому сериалу, вырвав победу у «Игры Престолов», «Лучше звоните Солу», «Убивая Еву» и «Рассказа служанки». И это, кажется, только начало: в следующем году сериал точно будет бороться за сериальные награды в главных категориях.
3. Вступительная заставка
Не самая важная причина бросить все и начать смотреть сериал, но заставка «Наследников» и правда из тех, которые не хочется пропускать. Она состоит из домашнего видео, снятого на 8-миллиметровую пленку, и кадров современного Нью-Йорка: зритель видит счастливое и карикатурно богатое (все ходят в белом во дворе огромного особняка, играют в теннис, ездят на слоне) отпрысков Рой в 1970-х. Заканчивается она кадром спины патриарха семейства — он сидит перед столом, за которым сидят его дети. Опять же один из главных мотивов сериала — семья становится корпорацией.
Однако даже такой удачный видеоряд проигрывает музыкальному сопровождению композитора Николаса Брителла, который писал саундтреки к фильмам «Лунный свет», «Игра на понижение» и «Власть». Главная музыкальная тема настраивает и подготавливает к тому, что сериал построен вокруг роскошной жизни властной, но дисфункциональной семьи. Неудивительно, что за нее Николас Брителл получил заслуженную премию «Эмми».
4. Талантливые люди
За кадром сериала собраны невероятно талантливые люди, которые уже не раз это демонстрировали. Шоураннером «Наследников» является британский сценарист Джесси Армстронг, который работал, например, над сериалами «В гуще событий» (недавно занял четвертое место в топ 100 лучших сериалов XXI века по версии журнала Guardian), «Черное зеркало», «Пип-шоу» и «Вице-президент». В 2009 году был номинирован на премию «Оскар» за сценарий к фильму «В петле» — политической сатире про международный союз США и Великобритании. Словом, человек собаку съел на сценариях к сериалам, в которых юмор уживается с политическими интригами и заговорами.
Продюсерами сериала выступил дуэт Уилла Феррелла и Адама МакКея — они недавно решили больше не работать вместе из-за провальной комедии «Холмс & Ватсон». Проблема в том, что Феррелла тянет к таким посредственным комедиям, а МакКей уже зарекомендовал себя серьезным режиссером, который снимает ориентированные на награды фильмы. Кстати, за режиссуру пилотного эпизода «Наследников» МакКей получил награду Гильдии режиссеров США. Еще один заслуженный приз в копилку сериала!
5. Тот самый HBO
В нулевых HBO заслужил звание главной сериальной кузницы — тогда на экраны выходили такие классические сериалы, как «Клан Сопрано», «Прослушка», «Дэдвуд», «Клиент всегда мертв» и т.д. «Наследники» — сериал, который продолжает традиции канала. Это семейная сага, в которой граница между добром и злом максимально размыта: здесь все герои серые, ими движет только личная выгода. Кроме того, несмотря на то что он рассказывает про жизнь семьи миллиардеров, он никогда не скатывается в так называемый wealth porn, главная цель которого — показ избыточного богатства людей. Деньги — одна из причин, почему семью Рой легко назвать дисфункциональной. Другая — очевидно, власть. HBO верит в сериал и уже продлил его на третий сезон, который, будем надеяться, не станет последним.