Борис Хохлов советует: Сиеста, Слепая ярость, Ведьмы, Сделай погромче, Эффект спускового крючка
До того как Мэри Ламберт покорила бокс-офис и киноманов «Кладбищем домашних животных», она снимала совсем другое кино. Уважаемая клипмейкер, создавшая в числе прочих прорывный клип Мадонны на песню Like a Virgin, Ламберт дебютировала в полном метре с эстетской головоломкой «Сиеста», явно вдохновленной творчеством Дэвида Линча. Фильм мало кто понял, и в прокате он провалился, но спустя какое-то время стал культовым – его причудливая стилистика «фильма-сна» и звездный актерский состав (Эллен Баркин, Гэбриел Бирн, Джулиан Сэндс, Джоди Фостер, Изабелла Росселлини, Мартин Шин и Грэйс Джонс) очаровали многих. Ламберт, к слову, «подстраховалась» – съемки проходили в Испании, где заодно с «Сиестой» она сняла для Мадонны замечательный клип на песню La Isla Bonita.
1989 год стал прорывным в фильмографии австралийского режиссера Филипа Нойса – в один год вышли «Мертвый штиль» с Николь Кидман и «Слепая ярость», с которой постановщик дебютировал в Голливуде. Не такая изящная и отточенная, как первая картина, но крайне обаятельная и местами очень остроумная, «Слепая ярость» – ремейк одного из фильмов известного японского цикла о слепом воине Затоичи, настоящий бенефис Рутгера Хауэра. Роль слепого мастера меча, спасающего от гангстеров сына своего старого друга, стала для Хауэра очередной эффектной визитной карточкой – актер блестяще справился с драматической линией, проявил себя как отличный комик и убедительно освоил боевые фехтовальные элементы. «Слепая ярость» изначально планировалась франшизой, однако кассовые сборы фильма оказались ниже ожидаемых (хитом картина стала только на видео), так что с планами на сиквел продюсерам пришлось расстаться.
Знаменитый сказочник Роальд Даль современным зрителям лучше всего известен как создатель истории о Вилли Вонке, но у него есть еще одна замечательная экранизация – «Ведьмы», снятые британским мастером эстетского сюра Николасом Роугом. Главный герой картины – маленький мальчик Люк, который однажды узнает, что в нашем мире полно самых настоящих ведьм и они планируют нечто ужасное – заколдовать всех детей мира. Правда, раскрыть их заговор ему будет тем сложнее, что верховная ведьма (Анжелика Хьюстон) превращает мальчика в мышь. Известно, что Даль остался экранизацией недоволен и даже чуть было не снял свою фамилию из титров – многое из его книги оказалось смягчено и сглажено, включая придуманный специально для фильма хеппи-энд. Мы его мнение, конечно же, уважаем, но авторов фильма тоже прекрасно понимаем – по меркам детского кино «Ведьмы» получились весьма жутковатыми (одна Хьюстон в своем «ведьминском» гриме чего стоит!), так что совсем малышам мы бы их показывать не рекомендовали.
Прошли времена, когда Кристиана Слейтера сравнивали с молодым Джеком Николсоном и пророчили ему большое будущее в кино, но в эту эпоху всегда можно вернуться, посмотрев что-нибудь из его ранних фильмов – например, молодежную драму «Сделай погромче». Слейтер играет здесь старшеклассника по имени Марк, который организовывает у себя дома пиратскую радиостанцию, через которую учит сверстников не бояться выражать свое мнение и сражаться за то, во что веришь. По мере того как его зажигательные речи привлекают все больше и больше слушателей, а один из его эфиров приводит к несчастному случаю, радиостанцией заинтересовываются представители закона, но начавшуюся волну уже не остановить. Постановщик и сценарист картины Аллан Мойл описывает своего героя как смесь Холдена Колфилда (главного героя «Над пропастью во ржи») и сатирика Ленни Брюса, и Слейтер блестяще поймал эту волну необузданного, неприкаянного драйва молодости – сказать, что фильм держится на нем, было бы неправильно, но без него «Сделай погромче» был бы совсем не таким.
Полнометражный режиссерский дебют Дэвида Кеппа, известного сценариями к целому ряду блокбастеров («Парк Юрского периода», «Миссия невыполнима», «Человек-паук», «Война миров», «Ангелы и демоны»), не стал кассовым хитом, но заслужил уважение критиков любопытной и амбициозной концепцией. Вдохновившись одним из эпизодов классического сериала «Сумеречная зона», Кепп придумал историю о том, как масштабное отключение электричества в одном районе Калифорнии (телефоны отключаются, не работает даже радио!) приводит к небывалому всплеску паранойи. Молодые родители Энни (Элизабет Шу) и Мэттью (Кайл МакЛахлан), а также их друг Джо (Дермот Малруни) сами не замечают, как творящийся вокруг хаос толкает их на отчаянные поступки, после которых пути назад уже не будет. В поступках персонажей чувствуется некоторая искусственность, но Кепп по мере сил ее маскирует – ходят слухи, что в работе над фильмом ему помогали куда более опытные в режиссуре Стивен Спилберг и Брайан Де Пальма.