Борис Хохлов рекомендует: Эльвира - Повелительница тьмы, Телефон дьявола, Смертельное влечение, Салют Джаггера, Мой голубой рай
Эльвира – фигуристая дамочка в черном с внушительным декольте и острым язычком – впервые засветилась на экранах в начале 80-х, когда малоизвестная актриса Кассандра Питерсон появилась в этом образе в качестве ведущей телешоу ужасов Movie Macabre. Популярность Эльвиры как ведущей разнообразных хоррор-программ со временем выросла настолько, что появился этот полнометражный фильм – дурашливая, но очень обаятельная комедия, в которой Эльвира оказывается в небольшом городке, где сталкивается с колдуном, мечтающим захватить мир. Питерсон за свою роль получила номинацию на «Золотую малину», однако большую глупость и придумать сложно – без Питерсон фильм смотрелся бы совсем по-другому. Вложенные в картину 7,5 миллиона кинопрокат не окупил, но на домашнем видео «Повелительница тьмы» продавалась очень неплохо, так что спустя 13 лет появился сиквел – тоже, кстати, весьма забавный.
Режиссерский дебют Роберта Энглунда – незабываемого Фредди Крюгера из «Кошмара на улице Вязов», и тоже, что характерно, ужастик. Главный герой картины – забитый подросток Хокс (Стивен Джеффриз), который однажды звонит на телефонную линию 976-EVIL, где приобретает сверхъестественные силы, заодно впускающие в его тело дьявола. Один из сценаристов картины – будущий автор «Секретов Лос-Анджелеса», «Теории заговора» и «Таинственной реки» Брайан Хелгеланд, но, справедливости ради, ничего примечательного в сюжете фильма нет (кроме того, что кое-где в нем просматриваются параллели со снятой много позже «Хроникой»), а режиссура дается Энглунду не так чтобы очень здорово. Тем не менее фильм был весьма популярен и спустя три года обзавелся сиквелом.
Культовая для американцев черная комедия, у нас почему-то практически неизвестная – несмотря на участие Кристиана Слейтера и Вайноны Райдер. Последняя играет здесь неприметную школьницу Веронику, «серую мышку», которая связывается с «плохим парнем» в исполнении Слейтера (интересно, что на эту роль пробовался Брэд Питт, но его «завернули», потому что он показался создателям «слишком милым»). А тот учит ее усыплять совесть и добиваться своего всеми возможными способами – например, убивая тех, кто мешает ей жить. Романтический триллер, молодежная комедия, социальная сатира – в «Смертельном влечении» есть все, и фильм совершенно не страдает от времени. Сценарист картины Дэниел Уотерс некоторое время пытался продвинуть идею сиквела, в котором Вероника отправлялась в политику и в финале даже убивала президента, однако проект так и не взлетел – несмотря на то что его очень поддерживала Райдер.
Криминально недооцененный австралийский фильм, ловко смешивающий постапокалиптическую фантастику и спортивное кино, – режиссерский дебют Дэвида Пиплса, сценариста «Бегущего по лезвию», «Непрощенного» и «12 обезьян». Действие происходит в отдаленном будущем, цивилизация в том виде, в каком мы ее знаем, уничтожена. Из всех видов спорта самой популярной стала командная игра «джаггер», напоминающая американский футбол, но куда более жестокая и брутальная. Сэллоу (Рутгер Хауэр) – капитан одной из команд, и их восхождение к победе будет крайне тяжелым. Фильм стоил 10 миллионов австралийских долларов, но западный прокат ему покорить не удалось, хотя на видео он стал культовым – настолько, что кое-где начали играть в джаггер по-настоящему (даже было проведено несколько международных чемпионатов).
Фильм-компаньон «Славных парней» Мартина Скорсезе, вышедший в том же году. При том, что по жанру, стилю и настроению ничего общего между картинами нет, обе основаны на жизни одного и того же человека (гангстера Генри Хилла, сдавшего всех своих дружков ФБР), а сценаристы этих лент Митч Пилледжи («Славные парни») и Нора Эфрон («Мой голубой рай») – муж и жена. При этом «Славные парни» – суровая мужская драма, а «Мой голубой рай» – романтическая комедия, в которой прототип Генри, разбитной мафиози Винни Антонелли (Стив Мартин) через слово хохмит, валяет дурака и помогает зашоренному фэбээровцу Барни Копперсмиту (Рик Моранис) завоевать девушку своей мечты, двухметровую прокуроршу в исполнении Джоан Кьюсак. Смешное, позитивное, доброе кино – хотя в прокате зрители отдали предпочтение версии Скорсезе. Интересно, что изначально на роль Винни хотели взять Арнольда Шварценеггера, как раз подыскивавшего себе роль в комедии, однако австриец отдал предпочтение «Детсадовскому полицейскому».