Тонкая и мастерски выстроенная артхаусная мелодрама о преуспевающем кутюрье и его молодой любовнице-музе
Кутюрье Рейнольдс Вудкок (Дэниэл Дэй-Льюис) живет в Лондоне 1950-х. Он обслуживает эксклюзивную клиентуру, и его жизнь подчинена строгому распорядку, который установился много лет назад. В правила Рейнольдса вписаны даже любовницы, которые у него периодически появляются. Мужчина и его сестра Сирил (Лесли Мэнвиль) прилагают все усилия, чтобы работа их модного дома текла размеренно и гладко, с кем бы Рейнольдс ни делил постель. Когда модельер знакомится с официанткой Альмой (Вики Крипс) и приглашает ее к себе домой, все полагают, что это очередное временное увлечение и что Альма надоест кутюрье после того, как он придумает для нее несколько платьев. Но девушке мало быть манекеном для модных экспериментов, и она решает любой ценой добиться большего.
Американский режиссер Пол Томас Андерсон славится как создатель сильных и художественно насыщенных драм, пропитанных чувством времени и места. Его новая лента «Призрачная нить» не выбивается из общего ряда, хотя во многих отношениях она прямо противоположна самой известной картине Андерсона «Нефть», где главную роль тоже сыграл британский мэтр актерского мастерства Дэниэл Дэй-Льюис.
В то время как «Нефть» рассказывала о провинциальных американцах начала XX века, не стесняющихся своих эмоций и часто говорящих напрямик, «Призрачная нить» повествует о чопорных британцах, которые гордятся своей холодной вежливостью и полным самоконтролем. Хотя в 1950-х эта традиционная культура отживала свое и готовилась открыть дорогу искренности следующего десятилетия, в высшем обществе еще царили прежние порядки. Так что «Призрачная нить» – не кино для тех, кто ждет постоянного яростного выражения чувств и игры на разрыв аорты. Наоборот, это лента, где многое выражается искоса брошенными взглядами и где главные герои напоминают чайники со свистком. Они кипят внутри, изо всех сил сдерживаясь и лишь изредка давая волю эмоциям. Так что «Призрачная нить» требует от зрителей пристального внимания и немалого терпения.
Главный герой ленты Рейнольдс Вудкок – сложная натура с несколькими душевными слоями. Он хочет казаться самодостаточным и сильным мужчиной, который с высоты своего таланта одаривает женщин роскошными платьями. Но под толстым панцирем аристократичной заносчивости живет чувствительный мальчик, который так и не смирился со смертью матери и который жаждет заботы и опеки, хотя, конечно же, не решается в этом признаться. Это чувствует Сирил, которая, так и не выйдя замуж, посвятила себя брату и их общему делу, и это со временем осознает Альма. Поэтому она решает удержать Рейнольдса, поставив его в ситуацию, в которой он окажется слабым ребенком, а она – заботливой матерью. Ее действия экстремальны и преступны, но что остается амбициозной нищей девушке в кастовом обществе?
Показательно, что проходят десятки экранных минут, прежде чем Рейнольдс впервые спрашивает мнения Альмы. До этого момента, да и в дальнейшем мужчина уверен в своем полном праве повелевать и в обязанности окружающих женщин подчиняться. Чтобы «вскрыть» такого человека, нужен лом. И Альма этот лом находит, причем в неожиданном месте.
Так жизнь модного дома превращается в напряженную психологическую игру, которую ведут друг против друга Альма, Рейнольдс и Сирил, не желающая превращаться в «третьего лишнего». Параллельно с этим тройным противостоянием Андерсон в подробностях изображает работу кутюрье, от рисования набросков до представления платьев заказчицам. Режиссер даже делится некоторыми секретами ремесла, но не превращает картину в пособие для начинающего модельера.
Модная жизнь в кадре – лишь один из ингредиентов художественного супа, в котором варятся главные герои и их страсти и интриги. И похлебка у Андерсона получилась очень густой. Сочиненный со знанием дела сценарий, тщательно выстроенное изображение, стильные наряды, почти не умолкающая музыка в старомодном джазовом духе, превосходная актерская игра с проработкой тончайших психологических нюансов – все в фильме работает на то, чтобы предложить публике изысканную артхаусную мелодраму. Нам, правда, больше по душе открытость и драматизм «Нефти», а также яркость «Ночей в стиле буги», еще одной знаменитой ленты Андерсона. Но это вопрос вкуса, а не художественного уровня режиссерских творений.
С 15 февраля в кино.