Анимационная сказочная романтическая комедия, в которой достаточно юмора, но недостаточно романтики
В день победы над Кощеем волхв предсказывает витязю Бориполку, что его третий сын будет великим героем, который спасет родную страну от страшной напасти. Проходят годы, и вместо третьего сына у Бориполка рождается дочь Роса. Поскольку пророчество волхва к тому времени становится широко всем известно, над девочкой сразу же начинают потешаться. Поэтому она решает, что кровь из носу должна соответствовать предсказанию. Когда на русские земли нападает Змей Горыныч и княжеская дружина оказывается против него бессильна, Роса надевает оставшиеся от Кощея доспехи, выдает себя за парня и отправляется на войну с чудищем.
Помните, какие интересные мультфильмы создавали в советской Армении? Той страны и тех студий уже нет, но аниматоры в Армении остались, и «Богатырша» – их творение. Правда, на основе российского сценария, под руководством российской постановщицы Ольги Лопато («От винта 3D») и с российскими актерами озвучания. Зато все прочие имена в титрах – армянские, и создавался этот трехмерный компьютерный мультфильм в Ереване, на студии Touch FX Animation Studio.
Поначалу «Богатырша» кажется примитивно-юморным раскрытием любимой темы радикальных феминисток: «Все мужики – слабаки, а женщины – ого-го!» К исходу первых двадцати минут картина откровенно «опускает» братьев Росы, которые мнят себя героями, но только и умеют, что над сестрой издеваться. Затем она выставляет в столь же неприглядном свете всех мужчин, включая княжеского воеводу, который оказывается носителем катаны и знатоком боевых искусств («Он учился в восточных странах», – поясняет мультфильм). Нужно ли это в таком кино? Нет, не нужно – диснеевская «Мулан», например, доказывала доблесть заглавной героини, не унижая ее соратников. Но если вы хотите показать, что больше стране надеяться не на кого, то, конечно, мужчинам приходится пострадать ради женского прославления.
Однако в тот момент, когда Роса сталкивается со Змеем Горынычем, фильм на 180 градусов меняет свою идейную и жанровую ориентацию и оказывается не богатырской экшен-комедией, а вариацией на тему недавнего и, кстати, отличного российского фильма «Он – дракон». Как и в картине Индара Джендубаева, в «Богатырше» Роса становится пленницей чудища (в данном случае – трехголового), и дальнейшие события развиваются по законам романтического кино. Поначалу грозный дракон со временем показывает свою нежную душу, а девушка постепенно проникается к нему симпатией. Особенно когда узнает, что он не всегда был драконом… Так что, хотя одна коротенькая экшен-сцена в картине все же есть, спасать Русь юной героине приходится не новомодным феминистским способом, а старинным патриархальным методом: «Я согласна!»
Что ж, такие истории, конечно, имеют полное право на существование, хотя лучше заранее предупреждать зрителей, что их ждет ромком, а не боевик. Но если уж вы создаете романтическую комедию, то надо убедительно «продать» влечение друг к другу главных героев, чтобы их финальный союз был естественным и обоснованным. Вспомним, например, как это было в «Шрэке». Да и в том же «Он – дракон», хотя он снят для зрителей постарше. В «Богатырше» же можно как максимум говорить об определенной симпатии. Даже «дружба» тут – слишком сильное слово, потому что Роса до конца не доверяет Змею, а одна из голов чудища продолжает настаивать, что лучше жечь людей, чем якшаться с ними (Горыныч принимает решения голосованием голов).
Конечно, выйти замуж за нелюбимое чудище – куда больший героизм, чем обвенчаться с любимым драконом. Но тот ли это поступок, которому нужно учить маленьких детей? И, кроме того, героизм Росы полностью нивелируется тем, что выйти замуж за дракона также жаждет княжеская дочь. Которая Змея как раз не знает, и потому ее желание получается еще героичнее. Картина по привычке пытается принизить княжну, чтобы возвеличить главную героиню, но если плохой человек совершает героический поступок, то его героизм возводится в квадрат, и «обычный» герой остается не у дел…
Как видите, с моралью и логикой у «Богатырши» проблемы, и те темы, которые лента затрагивает, остаются недораскрытыми. Анимация фильма также оставляет желать лучшего – вышеупомянутая экшен-сцена выглядит весьма неуклюже, и можно понять, почему она всего одна. С другой стороны, графика «Богатырши» вполне приемлема, и в картине есть смешные шутки и гэги. А саундтрек так и вовсе замечательный. Если, конечно, вам нравится сочетание славянской фолк-музыки с современным звучанием.
С 31 декабря в кино.