Кино и радио – практически ровесники. Два этих способа обмена информацией часто шли рука об руку, но в итоге заняли собственные ниши в культуре и истории человечества. Это родство чувствуется и в трепетном отношении кинематографистов к своим коллегам из радиоэфира. Мы вспомнили несколько фильмов, в которых радио не только является невидимым эфиром, но и вершит судьбы
Кино и радио – практически ровесники. Два этих способа обмена информацией часто шли рука об руку, но в итоге заняли собственные ниши в культуре и истории человечества. Это родство чувствуется и в трепетном отношении кинематографистов к своим коллегам из радиоэфира. Мы вспомнили несколько фильмов, в которых радио не только является невидимым эфиром, но и вершит судьбы.
Изгибы творческого пути Барри Левинсона простому объяснению не поддаются. Когда Левинсон сам берется за сценарий, у него получаются яркие искрометные комедии. Стоит ему взяться за чужой скрипт, как режиссер выдает одну пронзительную драму за другой. «Доброе утро, Вьетнам», лента, снятая по сценарию Мича Марковица, как раз из таких. В 1987 году Вьетнам американцам казался уже далекой историей, но фильм Левинсона с Робином Уильямсом в роли веселого радиоведущего напомнил о болезненном ударе, принятом Соединенными Штатами. Картина полна музыки, острот и пляжных пейзажей, но на заднем плане явственно ощущается тревога и ужасы военного времени.
И снова Робин Уильямс, но уже в иной ипостаси. Теперь он исполняет роль несчастного сумасшедшего бродяги, которого берется выхаживать бывший радиодиджей, сыгранный Джеффом Бриджесом. Когда-то ведший популярного радиошоу стал причиной срыва одного ненормального, устроившего кровавую бойню, а теперь он мечтает восстановить душевное равновесие через помощь нуждающимся. Картина далась Терри Гиллиаму с невероятным трудом – прославленный режиссер конфликтовал со студией, боролся с чужим сценарием, перекраивал сцены на ходу. И добился-таки успеха – пять номинаций на «Оскар», столько же на «Золотой глобус» и три золотых приза в итоге.
Когда в 2002 году любимчик женщин актер Джордж Клуни выступил режиссером небезынтересного фильма «Признания опасного человека», многие восприняли его удачу на новом поприще случайной. Второй фильм расставил точки над «i». «Спокойной ночи и удачи» – умный, пронзительный и невероятно красивый исторический фильм. Главный герой, теле- и радиоведущий Эдвард Марроу, в своих эфирах разворачивает борьбу против антикоммунистических настроений сенатора Маккарти. В ответ политик угрожает растоптать карьеру журналиста. Линия фронта проходит прямо в эфире радиотрансляций и телепрограмм. Из режиссера-новичка Клуни на этом фронте вырос до матерого волка.
Как это ни странно, но для романтической мелодрамы «Питер FM» основным двигателем стало не радио даже, как подсказывает название, а скорее мобильная связь, которая весь фильм соединяет главных героев (впервые, пожалуй, в отечественном фильме «мобильники» стали двигателем сюжета), и Интернет, посредством которого произошла раскрутка фильма. Посты и комментарии в ЖЖ о фильме про радиоведущую и архитектора, чья случайная встреча в толпе мегаполиса меняет жизнь молодых людей, стали лучшей рекламой для режиссера-дебютантки Оксаны Бычковой. Сам фильм на несколько лет стал любимой картиной нежных воздушных барышень, мечтающих о принцах на белом коне, а название породило настоящую радиостанцию.
Еще один отечественный фильм, без которого радиотоп не может считаться полным, – «День радио» «Квартета И». Сорвав шквал оваций своим первым фильмом «День выборов» и закрепив давний успех театральной постановкой «Дня радио», «Квартет И» смело перенес историю с радиомарафоном на большой экран. Ну а дальше можно не рассказывать. Как и история с выборами, диалоги ведущих «Как бы радио» моментально разлетелись на цитаты, картина стала постоянным гостем на телеканалах, а четверка «квартетчиков» превратилась в главных комедиографов российского кино. До суперхита «О чем говорят мужчины» еще два года, но радио уже не отключить.
А вот и зарубежные радиохулиганы подтянулись. В 1966 году Британия прогибается под натиском возрастающей популярности рок- и поп-музыки, но власти не желают признавать смену культур, государственные радиостанции не крутят то, что желает слышать молодежь. В ответ рокеры организовывают «пиратские станции». Одна из таких бороздит Северное море, собрав у себя в команде самых неожиданных людей, для которых свобода значит больше, чем просто возможность слушать ту музыку, которая нравится. Картина Ричарда Кертиса не снискала большой кассовой славы, но со временем стала одним из любимейших фильмов и для поклонников музыки, и для любителей английского юмора.
После окончания работы в «Друзьях» актеры, десять лет радовавшие зрителей, по-разному искали новый смысл жизни. Кто-то, как Дженнифер Энистон, цветет пуще прежнего, кто-то, как Мэтт ЛеБлан, почти пропал с радаров. Карьера Мэттью Перри складывается серединка на половинку – на нем еще не поставили окончательный крест, но и с последними его начинаниями у Перри как-то не особенно хорошо. Недавнее его погружение в сериал о спортивном радиокомментаторе, потерявшем жену и обретшем новых друзей в группе поддержки, началось за здравие. Шоу стартовало впереди всех конкурентов, какое-то время удерживало интерес, но к финалу сдулось и было заслуженно прикрыто, несмотря на симпатичный юмор в радиоэфире и старания актеров. Радио для «На старт!» оказалось полно помех.