Редкий случай, когда рецензия фильму практически не требуется, так как он сам себя обслужил. Название "Амнезия" четко обозначает целевую аудиторию, состоящую в идеале целиком из страдающих этим заболеванием. Триллер Филипа Кауфмана стоит смотреть тем, кто никогда не видел Хичкока и Хьюстона, Уильяма Фридкина и Джонатана Демме, Гэри Фледера и Дэвида Финчера и в телевизоре триллеров третьего сорта тоже не переключал. Но, поскольку таких персонажей днем с огнем не найдешь, значит, они все видели, только потом забыли. Заболели.
Остальное написано для тех, кто может обмануться, взглянув на выходные данные. Действительно, "Амнезия" с бюджетом в 50 млн. долларов снималась явно амбициозно. Первый кадр красивый: небоскребы под небом, в небе – птички клином летят, воздух сумеречный. Во втором кадре закрытый женский глаз, нос, щека будто на подушке. Вроде спит. Третий кадр – опять небо с птичками. Лишь в четвертом под женской щекой оказывается нож, который еще не режет, но уже впивается, и лишь в пятом, наконец, ясно, что в небо смотрела женщина, стоящая в глухом дворике с заломленными руками и ножиком, прижатым к горлу. Держал ее, естественно, мужик, собиравшийся насиловать. Этот зачин обещает в дальнейшем не только сюжетный, но и киношный напряг, тем более что горло принадлежит Эшли Джадд, а партнерами ее станут Энди Гарсиа и Сэмюэл Л.Джексон. Имена первого ряда плюс к ним режиссер Филип Кауфман. После "Невыносимой легкости бытия" он долго не мычал-не телился, но вот недавно сделал вполне смотрибельное "Перо маркиза де Сада". Не шедевр, но и от нынешнего полицейского триллера никто не требует шедевральности. Требуется, что сказано – напряг до самого конца.
Нет, ну, что насильник в начале Джадд не прирезал и даже не поимел, объяснять, по-моему, не надо. Девка вывернулась, пушку в зубы, коленом промеж ног, а потом еще промеж глаз, и все дела. Это простая инспекторша "на ловца" взяла долгое время неуловимого маньяка и убийцу, которого прежде отлавливал весь убойный отдел. И сюжет начинается тем, что она идет на повышение. Эшли Джадд – первая женщина в сан-францисском убойном отделе. Ну, а дальше, ребята, интересно за все полтора часа будет только одно. Джадд играет девку пьющую, курящую и гулящую, и никто ее этим в морду не тычет, в партком не пишет, и все нормально. Работай только, а после смены зайдешь в любой бар, напьешься, снимешь парня на одну ночь, потрахаешься с ним – хоть у него, хоть в скверике, потом еще дома добавишь… Только утром на работу. И когда это все вдруг станет известно в подробностях всем твоим сослуживцам и твоему руководству, тебя тоже никто не осудит. Ты свободна. Криво смотреть начнут лишь тогда, когда первым убьют одного, с которым ты трахалась, вторым убьют другого, с которым ты тоже трахалась, и далее со всеми остановками. Но если убрать убойный сюжет, интересна вот каждым ментом гарантированная неприкосновенность твоей свободы – ну, пока она не коснулась чужого носа.
Убрать сюжет, к сожалению, никто не догадался, а больше за все полтора часа вообще ничего нет. Кто убийца, я поняла на семнадцатой минуте, а их там 97. Все мотивы "психические" – из бабушкиных сундуков, сняты – как уж "Сияние" не снималось, а оно было в прошлом веке. Всех мотивов к тому же – один и простой, как полено дубовое. Все эти мертвые папы-мамы, все эти тайны детства проще даже, чем "Марни", а оно снято раньше "Сияния". И такое полено тянется, тянется без малейших сучков, без извилин до тех пор, пока не кончается совсем уж запредельно тупо. За то, в какие поддавки играют Сэмюэл Л.Джексон с Энди Гарсией, вообще стыдно. Даже Итан Хоук недавно в "Забирая жизни" был поприличней. Но во всем виноват, конечно, режиссер. Даже не сценарист. Со сценаристки чего возьмешь? Миллион долларов, за который у Сары Торп купили этот творческий брак, она все равно не вернет. Она, видно, брала не браком, брала чем-то другим… А вот Филип Кауфман не проходит как "дура-баба", за ним числится уважение. И вина его вся как раз от подмены уважения на самоуважение. Перепутал товарищ понятия и впал в пафос "гениальной простоты". Это когда каждая репка, жучка, пустая улочка, холодная водичка жутко многозначительны. Вот вам пустая улочка и таинственный шорох – образнее не бывает. Из них, правда, не следует ничего, не работает, не случается, но каков образ! Образина. Дальше будут еще сны и сновидения, монументальные, как прошлогодний снег. "Дрожание моей левой икры есть великий признак". Ох.
Если бы все это наваляла какая-нибудь Таня Робертс с каким-нибудь Доном Драконом Уилсоном с бюджетом в пол-цены нынешнего сценария и для кабельного телевидения, никаких бы претензий не было.
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.