Кинотеатры всё ближе к открытию, а любители больших экранов — к интересным премьерам. Это лето обойдётся без Нолана и блокбастеров, зато в сегменте независимого кино полно новинок, на которые следует обратить внимание. Например, на триллер «Неистовый» с буйствующим Расселом Кроу в роли антагониста. Автор Film.ru Владислав Шуравин поговорил с постановщиком о том, может ли фильм стать актуальнее из-за протестов в США и как карантин сказался на постпродакшене картины.
«Неистовый» — один из первых фильмов, которые открывают посткарантинный кинотеатральный период. Его центральные проблемы — нетерпимость и жестокость в американском обществе, и по злой иронии перед выходом вашей картины страну охватила волна протестов и убийств. Считаете ли вы, что этот контекст заставит людей посмотреть на «Неистового» под другим углом?
Я надеюсь, что в первую очередь люди просто насладятся фильмом, напряжёнными сценами «Неистового», а уже потом будут рассматривать его в социальном контексте, разбирать, как кино связано с реальностью. Наверняка найдутся зрители, которые будут искать параллели с недавними событиями, но всё-таки хотелось бы, чтобы они получили девяносто эскапистских минут и отвлеклись от страшных вещей, происходящих в мире. Хотя будет здорово, если после просмотра публика задаст себе важные вопросы о нашем обществе.
В «Неистовом» прослеживается влияние ранних фильмов Спилберга (в частности, «Дуэли» и «Челюстей»), а также Хичкока. Учитывая такие референсы, было бы интересно узнать, какие картины вы сами взяли за ориентир.
Да, при создании я определённо оглядывался на перечисленные фильмы. Тут сразу вспоминается концепт спилберговского таинственного преследователя на машине, а антагонист мне вообще представлялся своеобразной вариацией акулы из «Челюстей». Есть здесь ещё что-то от «С меня хватит» Джоэла Шумахера, плюс Рассел Кроу немного ориентировался на персонажа из «Мыса страха» — это самые близкие референсы, которые мы задали перед работой.
«Семейка Джонсов» — трагикомедия об обществе потребления, «H8RZ» — детектив о жестокости и равнодушии в школах, а «Неистовый» — напряженный фильм о преследователе и ненависти в американском обществе. Вы работали во многих жанрах, но какой из них на данный момент вам кажется максимально близким и актуальным?
Думаю, определённо триллер — адреналиновый триллер, который никогда не сбавляет скоростей. На тестовых показах «Неистового» я видел, как зрители от напряжения вжимались в кресла, разделяли эмоции на экране, и это очень воодушевляет.
Один из тех, кто за эти зрительские эмоции ответственен, — Рассел Кроу, безусловная звезда «Неистового». Расскажите о работе с ним. Как он подходил к созданию такого максимально жанрового и на первый взгляд абсолютно одномерного персонажа?
Мы предложили Расселу сняться в фильме, он посмотрел несколько моих работ и захотел лично обсудить образ антагониста. Кроу признался, что роль его по- настоящему напугала, потому что ему вечно приходилось искать хотя бы какие-то отголоски человечности в этом бесчеловечном персонаже. Когда он уже согласился работать со мной, мы пытались придумать герою уникальную предысторию, за которую Рассел мог бы зацепиться, чтобы придать многослойности персонажу. Думаю, для него такой образ стал вызовом, и поэтому мы ежедневно оттачивали характер, делая его всё интереснее и интереснее.
В «Неистовом», который во многом продолжает наследие exploitation, привычно много сцен с насилием и погонями. Наверняка при создании такого олдскульного по духу кино возникло много проблем.
Думаю, все сцены с машинами вызвали кучу проблему. Мы работали в Новом Орлеане в ураганные сезоны, приходилось всё время сворачивать съёмки, а из-за жары в транспорте находиться было просто нереально. Порой машины вообще не заводились, и пока их чинили, нам нужно было экстренно снимать другие сцены. А если говорить о сюжете глобально, то сложнее всего было снимать эпизоды, в которых антагонист пытается разрушить жизнь героини. Я осознанно хотел снять эти сцены приземлённее, реалистичнее, а это всегда сложно и в плане постановки, и эмоционально.
Во многих фильмах вы обращаетесь к феномену американской мечты. Как вы вообще относитесь к этому термину и не считаете ли, что он себя изжил?
Нет, я думаю, что этот концепт по-прежнему актуален, но я согласен с тем, что он изменился. Вот вспомним ту же «Семейку Джонсов»: там была одна из версий моего понимания американской мечты как общества потребления. А в «Американском мечтателе» (2018) и уже «Неистовом» другой взгляд. Теперь этот концепт относится к людям, которых мир оставил позади, они почти невидимые для общества, им здесь нет места, и у антагониста «Неистового» не остаётся ничего кроме мести и насилия. Сейчас американская мечта рассматривается тесно с тем пониманием, чем она являлась раньше и чем стала. К тому же определение расширилось: для каждого этот термин теперь означает совершенно разные вещи.
Во время карантина режиссёры (Стивен Содерберг, например) писали сценарии для новых фильмов, а кто-то их даже, как авторы проекта Homemade с Netflix, снимал. Чем ознаменовался ваш период изоляции и как он повлиял на создание «Неистового»?
Начало карантина попало на период постпродакшена фильма, поэтому я редактировал картину в режиме онлайн. Мы работали с моим композитором, который застрял в Испании, с другими коллегами из Лос-Анджелеса и Ванкувера, а актёры вообще находились в Австралии. Так что два месяца я завершал кино в одной локации, что, если честно, считаю довольно интересным опытом. Мы вовремя закончили «Неистового», а все оставшиеся свободные дни я провёл с семьёй. Теперь вот надеюсь вернуться к работе на реальной площадке.