Что посмотреть
Последний богатырь. Наследие Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4VtXkezW
Рецензии

Рассел Кроу против Альцгеймера: рецензия на фильм «Спящие псы»

Расследование совершенного десять лет назад убийства открывает герою Кроу правду о себе.

Добавить в закладки

Страдающий болезнью Альцгеймера бывший полицейский Рой Фримен (Рассел Кроу) после встречи с приговоренным к смертной казни заключенным Исааком Сэмюэлом (Пачаро Мзембе) решает вернуться к старому делу об убийстве университетского профессора Джозефа Видера (Мартон Чокаш), которое он когда-то вел. В это же время он читает рукопись автобиографии журналиста Ричарда Флинна, хорошо знавшего Видера, которая заставляет Фримена усомниться в виновности Сэмюэла.

Рассел Кроу в роли на кадре из фильма «Спящие псы»

Рассел Кроу в роли Роя Фримена на кадре из фильма «Спящие псы»

В поисках захватывающих сюжетов кинематографисты часто обращаются к литературным бестселлерам. Так произошло и со «Спящими псами». Румынский прозаик Эуджен Овидио Чировици выпустил в свет роман «Книга зеркал», который стал, как писали критики, «самым ярким литературным дебютом 2017 года». Продюсеры не могли упустить возможность снять закрученный детектив на его основе и доверили постановку известному сценаристу Адаму Куперу, на счету которого работы самых разных жанров — от молодёжных комедий «Мгновения Нью-Йорка» и «Нас приняли!» до библейского драматического сериала «Цари и пророки». 

Экранизация романа вышла весьма вольной, что едва ли порадует поклонников писателя. Исчез один из основных персонажей Питер Кац, нью-йоркский издатель, зато на авансцену выдвинулся бывший полицейский Рой Фримен, герой третьей части романа. Сценаристы Адам Купер и Билл Колладж возложили на Фримена часть сюжетных функций Каца. 

Карен Гиллан на кадре из фильма «Спящие псы»

Карен Гиллан на кадре из фильма «Спящие псы»

Лента Адама Купера начинается как драма, повествующая о тяжёлой болезни Роя Фримена, из-за которой он не помнит практически ничего из прошлой жизни. Режиссёр заимствует немало мотивов новаторского для своего времени триллера Кристофера Нолана «Помни» и беззастенчиво использует их для живописания бытовых трудностей Роя Фримена, стремясь вызвать сочувствие к персонажу. Например, герой Кроу точно так же украшает дом записками самому себе, дабы не забыть важную информацию. В первой половине ленты Рассел Кроу чувствует себя явно не в своей тарелке и даже может напомнить персонажа Арнольда Шварценеггера из «Последнего киногероя», вдруг попавшего в трагедию Шекспира. Персонаж Рассела Кроу представляется излишне отстраненным, флегматичным. Для того чтобы проникнуться подлинным сочувствием к герою, воспринять его проблемы как свои, не хватает глубины драматических переживаний, которые актеру сложно передать, ведь ему ближе яркие образы людей, оказавшихся в экстремальных обстоятельствах, нежели болезненные типажи страдальцев. 

Однако игра Рассела Кроу сразу оживает, как только драма о больном человеке уступает место детективному расследованию. Новые подробности старого дела, ставящие под сомнение вину осуждённого десять лет назад человека, придают жизненный стимул не только Рою Фримену. Сама лента перестаёт казаться бледной копией «Помни» Нолана, выруливая на тропу триллера о поиске справедливости. Почти утратившему смысл жизни забытому всеми пенсионеру Фримену судьба предоставляет шанс вновь почувствовать себя нужным и, возможно, исправить давнюю ошибку, из-за которой Исааку Сэмюэлу вот-вот сделают смертельную инъекцию. 

Из второстепенных героев особенно выделяется Джимми Ремис, бывший напарник Роя Фримена. Играющий его шотландский лицедей Томми Флэнаган естественно существует в кадре и составляет с Расселом Кроу отличный дуэт. Это неудивительно, ведь актеры уже встречались на съёмочной площадке «Гладиатора», а потому хорошо чувствуют друг друга. Джимми Ремис — полная противоположность апатичного Фримена. Флэнаган представил своего героя экспрессивным человеком, который легко переходит от задушевной беседы со старым другом к эмоциональным эскападам. Истинные мотивы его поступков будут прояснены лишь в финале. А до этого времени Адам Купер весьма удачно поиграет с предположениями зрителя, заставив гадать, причастен ли друг и напарник Фримена к жестокому убийству профессора Видера. 

Рассел Кроу в роли на кадре из фильма «Спящие псы»

Рассел Кроу в роли Роя Фримена на кадре из фильма «Спящие псы»

Постановщик хорошо совладал со сложной композицией романа Чировици. Если не считать затянутой экспозиции, не слишком убедительно демонстрирующей бытовые трудности страдающего Альцгеймером человека, то большая часть ленты представляет собой сочетание сцен из настоящего и флешбэков, демонстрирующих события десятилетней давности. Режиссер делит повествование на главы, в каждой уделяя основное внимание одному из возможных подозреваемых. Борьба с прогрессирующей болезнью главного героя и постепенное прояснение его сознания усиливают детективную интригу. Сколь сложна победа над Альцгеймером, столь же непросто найти истину в, казалось бы, давно закрытом деле. В свете разговоров о необходимости в обществе смертной казни лента Купера даёт лишний аргумент её противникам. Бывший полицейский Фримен и сам в общении с несговорчивыми свидетелями не раз использует довод, что будет казнен несправедливо обвиненный, если они не расскажут правду. 

Попытки режиссера придать своему фильму черты философской драмы о вечно ускользающей истине (на это указывает и метафорическое название), возможно, не всегда удачны. Ленте порой недостает яркой образности, собственного стиля, ведь постановщик активно использует визуальные достижения других режиссеров, от Кристофера Нолана и его ленты «Помни» до Флориана Зеллера с оскароносным «Отцом». Однако как жанровая работа режиссерский дебют Адама Купера вполне состоятелен, фильм держит в напряжении до самого финала, подбрасывая заинтересованному зрителю то одного, то другого персонажа, имевшего причины убить профессора Видера. 

Развязку клубка хитро сплетенных интриг сложно назвать оригинальной, однако она кардинально меняет сложившиеся представления о мотивах поступков многих героев, заставляя еще раз задуматься над дилеммой о непогрешимости истины. Не следует поспешно судить других, ведь внезапно обнаружившаяся правда может оказаться совсем не такой, какой представлялась на основе косвенных улик. 

Текст: Андрей Волков
1 комментарий
А
согласен с Андреем Волковым, кино в целом не выдающееся, но смотреть можно, хотя и слегка позёвывая. детективная часть мне зашла больше драматической. финал понравился, не зря медленно все раскручивали. Кроу, конечно, хорош, талант не пропьещь
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?