Мы посмотрели пять из восьми серий нового сезона. Рассказываем, удалось ли создателям культового сериала вернуться на прежний уровень
1980 год. Молодой офицер Уэйн Хейс (Махершала Али) и его напарник Роланд Уэст (Стивен Дорфф) проводят вечера, потягивая пиво и отстреливая крыс на местной свалке. Беззаботную жизнь в полиции прерывает пропажа двух детей – брата и сестры из проблемной семьи, которые верхом на велосипедах уехали куда-то в неизвестность. Параллельно история развивается в 1990 году, когда Хэйс и Уэст снова открывают дело, и в 2015-м, в котором страдающий от болезни Альцгеймера Хэйс пытается вспомнить детали расследования для интервью.
Трудно поверить, но первый сезон «Настоящего детектива» вышел целых пять лет назад (празднуйте юбилей 12 января). Тогда сериал-сенсацию быстро канонизировали без сомнений в том, что мы и вправду наблюдаем золотую эпоху телевидения. Потом второпях и в огромной спешке HBO выпустили второй сезон, напичкав его звездами первой-второй величины и не дав создателю Нику Пиццолатто как следует отполировать сценарий. Можно долго спорить, что в итоге вышло, но легче вспомнить лаконичный отзыв: если бы второй сезон «Настоящего детектива» вышел перед первым, то никто бы не говорил о «Настоящем детективе». И вот скоро на малых экранах дебютирует амбициозный третий сезон, который в этой сослагательной задачке должен принести обратный результат. Получилось? Наверное, нет.
Впрочем, это не значит, что новый сезон стал разочарованием, наоборот – Пиццолатто удалось вернуть старую магию, но проблема в том, что это та же самая магия, которая поражала нас пять лет назад. Ее срок годности уже вышел, поэтому сейчас она выглядит как-то вторично. Снова южная готика, уход в несколько временных линий, напряженные отношения между напарниками – Пиццолатто не боится копировать целые блоки первого сезона, но почему-то забывает, что воровать из своего же детища можно не только сценарий. Новому сезону остро не хватает двух столбов, которые подняли первый сезон в разряд культовых, – мне кажется, это авторское режиссерское видение и та самая «химия» между героями, которая закрывала сценарные огрехи.
Все восемь новых серий должен был снимать Джереми Солнье – хороший жанровый режиссер, который уже успел заявить о себе «Зеленой комнатой» и «Руинами прошлого», но, увы, что-то не сложилось. Черт знает кого винить, возможный конфликт с Пиццолатто или забитый график, но Солнье снял всего лишь два первых эпизода, оставив остаток сезона на бездарей с телевидения. И так уж получилось, что из пяти просмотренных эпизодов эти – лучшие. Напомню, весь первый сезон снимал Кэри Фукунага, он же подарил нам ту шестиминутную сцену одним дублем. Этой цельности авторского видения не хватает новому сезону – после двух качественных эпизодов, поставленных Джереми Солнье, начинается третий, который с первых минут выдает человека, всю жизнь снимавшего для ТВ: отсутствие мизансцены, диалоги из-под плеча и монтажные склейки каждые три секунды. Это слишком просто для HBO, а уж про тот самый золотой век телевидения даже заикаться смешно.
Посредственную режиссуру не спасает и сценарий Пиццолатто, который в лучших традициях 90-х почему-то построен на клиффхэнгерах в конце каждой серии, хотя даже так стоит признать, что детективная линия нового сезона наконец-то интригует. В кои-то веки хочется взахлеб посмотреть весь сезон и узнать, что именно случилось с детьми. Правда, бельмом в глазу становится посредственная драма вокруг их пропажи. Пиццолатто добавляет расистские настроения тех времен и исследует поведение родителей в ужасной ситуации пропажи детей. Первое скорее выглядит как обязательная галочка для современного ТВ, потому что Пиццолатто вообще неинтересно копаться в этой песочнице. Второе материализуется в постоянные слезы/крики/попойки родителей, апогеем которых становится фраза матери, объясняющей пропажу детей тем, что «у нее душа шлюхи». Даже в британском «Убийстве на пляже» эта драма была разыграна куда интереснее и живее.
С другой стороны, на этом сценарном пустыре ярче сияет звезда Махершалы Али – великолепного актера, которые всего за несколько лет ворвался на голливудский олимп. Он скрупулезно создает детектива Хейса в трех разных временных периодах – причем так хорошо и детально, что уже с первой серии перестаешь путаться в эпохах (между героем времен 1980-го и 1990-го поначалу не видно разницы). Жесты, манера речи, мимика, походка – порой кажется, что Хейс существовал на самом деле, а Али просто талантливо имитирует живого человека. Наверное, это единственный герой со второго сезона, который может составить конкуренцию персонажам МакКонахи и Харрельсона.
Не очень хочется ругать или оправдывать заход в реку пятилетней давности. Все же с третьим сезоном мир будет немного лучше, чем без него. А еще с его выходом пора наконец признать старые опасения: успех первого сезона был большей заслугой трио Фукунага-МакКонахи-Харрельсон, чем Пиццолато. Его уровень – это крепкие середнячки, каким, собственно, и получился новый «Настоящий детектив».
Третий сезон «Настоящего детектива» можно будет посмотреть на Амедиатеке 13-го января.