Предвкушая датскую драму «Спасение», мы вспомнили еще десяток вестернов, которые были сняты за пределами США
«Лимонадный Джо», Чехословакия (1964)
В странах социалистического лагеря середины прошлого века вестерн развивался в двух направлениях: с одной стороны, ковбои представали персонажами незамысловатых комедий, построенных на несложных гэгах и легком юморе, с другой – в войне коренных американцев и выходцев из Старого Света Восточная Европа встала на сторону героических индейцев. Примером первого может служить чехословацкая комедия «Лимонадный Джо», кинотеатральный хит, снятый на знаменитой киностудии «Баррандов» и с неизменным успехом демонстрировавшийся в СССР более двадцати лет. Советские зрители, правда, увидели весьма серьезно порезанный вариант фильма, превращенный блюстителями морали из едкой антизападной сатиры в чуть ли не детсадовский утренник с карикатурным злодеем и столь же картинным супергероем. Да и сами «наезды» на коло-локовый лимонад были не очень понятны, «Кока-колу» тогда видели единицы. Зато было музыкально и весело.
«Хороший, плохой, злой», Италия (1966)
Итальянцы еще в 50-х крепко подсели на вестерны, причем не на заезжие голливудские, а на родные, взращенные собственными режиссерами, породившими целый жанр – спагетти-вестерн. Пустынный юг Испании, где снимались спагетти-вестерны, породил более шести сотен картин этого жанра, по популярности эти ленты вполне могли соперничать с американскими фильмами. Одним из самых заметных событий в итальянском кино и кинематографе вообще стала так называемая «Долларовая трилогия» Серджио Леоне, последний фильм которой – «Хороший, плохой, злой» – многими считается эталонным вестерном. Переоценить значение этого фильма для мирового кино сложно, отголоски соперничества героев Клинта Иствуда, Ли Ван Клифа и Илая Уоллака можно увидеть в десятках лент по всему миру, а сама картина давно стала учебником вестерностроения.
«Чингачгук – Большой Змей», ГДР (1967)
Второе направление вестернов, выбранное в странах соцлагеря, особенно активно эксплуатировали киностудии Восточной Германии. Берлинская киностудия ДЕФА «подмяла» под себя все, что было связано с индейцами, и обрела на этом поприще невероятную популярность. Особенного успеха в прокате добились фильмы с участием Гойко Митича, югославского актера, ставшего «лучшим индейцем всех времен и народов». С индейскими перьями на голове Митич дебютировал еще в 1960 году, но настоящей звездой актер стал после выхода на экраны вестерна «Чингачгук – Большой Змей», снятого по мотивам произведений Фенимора Купера. Советские подростки были без ума от этого «вождя краснокожих» и валили в кинотеатры валом. Гойко Митич использовал свой шанс на все сто процентов и снялся еще в добром десятке вестернов – до сих пор индейцы на постсоветском пространстве ассоциируются с этим именем.
«Красное солнце», Франция (1971)
Географическую принадлежность приключенческого триллера «Красное солнце» определить непросто: сюжет смешивает ковбоев и самураев, постановщиком выступил британец Теренс Янг, а главные роли исполнили француз Ален Делон, швейцарка Урсула Андресс и американец Чарльз Бронсон. Как бы то ни было, «Красное солнце» – проект европейский, американцы бы просто не позволили в то время смешивать свою культуру с историей недавних врагов – японцев. А между тем картина как раз демонстрирует родственную связь между вестернами и самурайскими фильмами – благородство и самопожертвование, вероломная подлость и бесстрашие свойственны самым разным народам вне зависимости от цвета кожи или покроя костюма.
«Человек с бульвара Капуцинов», СССР (1987)
В Советском Союзе место вестерну в кино тоже нашлось, вспомним хотя бы те же фильмы с Гойко Митичем или экранизацию «Всадника без головы». Но безусловным лидером зрительских симпатий стала музыкальная комедия Аллы Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов». Фантастический каст, невероятные для советского кино постановочные драки и головокружительные погони. А юмор… Какой был юмор в те времена! Мы до сих пор цитируем слова героев Андрея Миронова, Михаила Боярского, Леонида Ярмольника, Олега Табакова и Николая Караченцова. Одна из самых лучших картин позднего советского периода до сих пор собирает у экранов телевизоров зрителей всех возрастов. В 2010 году Сурикова попробовала второй раз войти в ту же воду с саморемейком «Человек с бульвара Капуцинок», но из этого ничего хорошего не получилось.
«Мокасины Маниту», Германия (2001)
Как вы думаете, какой немецкий фильм собрал самую большую в истории кассу на внутреннем рынке? До 2007 года, когда первенство перешло к картине Тиля Швайгера «Красавчик», верхнюю строчку германского бокс-офиса занимала комедия «Мокасины Маниту» – абсурдистская комедия в стиле братьев Цукер или Джима Абрахамса. Автор «Мокасин» Михаэль Хербиг – на все руки мастер, он сам пишет сценарии, сам ставит свои картины, сам же их и продюсирует. Да что там – он и играет в них сам обязательно. В «Мокасинах Маниту», пародии на все фильмы про ковбоев и индейцев вместе взятые, Хербиг взял на себя сразу две роли – близнецов-индейцев Абахачи и Виннитуха. Вместе с белым Рейнджером герои ищут несметные сокровища, запрятанные давным-давно индейскими вождями.
«Банда Келли», Австралия (2003)
Мы привыкли, что приключения ковбоев обычно разворачиваются в прериях Дикого Запада, но, оказывается, влияние вестерна распространилось и на южное полушарие, в другую британскую колонию – Австралию. У жителей Зеленого континента собственная гордость и собственные герои. Австралийский Робин Гуд Нед Келли с братом Дэном и парой соседских парней сколотил банду, которая очень скоро превратилась в главную головную боль властей – бесстрашные молодые люди грабят банки и раздают деньги фермерам, которых задавили долги и кредиты. На Неда и его соратников развернута настоящая охота. Фильм основан на реальных фактах, но постановка близка по духу к лучшим образцам голливудских вестернов. Не в последнюю очередь благодаря актерскому составу – благородные шляпы на себя нацепили Хит Леджер, Орландо Блум и Джеффри Раш.
«Сукияки Вестерн Джанго», Япония (2007)
Японцам грех жаловаться на отсутствие в репертуарных сетках своих кинотеатров картин о доблести сынов Страны восходящего солнца. Самураи и ронины, ниндзя и борцы с якудза – фильмов об этом в Японии достаточно, но иногда хочется чего-то особенного. Таким необычным блюдом японской кухни стала лента Такаси Миикэ «Сукияки Вестерн Джанго» – перепевка знаменитой истории о Джанго, исполненная в традициях японского фольклора. Отсюда и название – фильмы о Джанго, выходившие в Италии, относились к жанру спагетти-вестерн, японцы же заменили итальянскую лапшу на свою, которая называется сукияки. В остальном картина содержит все полагающиеся ей атрибуты вестерна, правда, видеть характерные японские лица под ковбойскими шляпами все равно непривычно.
«Блэкторн», Испания (2011)
Несмотря на то что вся Европа в XX веке ездила снимать вестерны на южное побережье Испании, сами испанцы не слишком преуспели в съемке фильмов этого жанра. Нет, конечно, участие жителей Пиренеев в фильмах Серджио Леоне или серии историй о Джанго (в его дотарантиновские времена) никто не оспаривает, но серьезно вдарить по вестерну испанцы так и не смогли. Вот разве что постановку Матео Хиля «Блэкторн», снятую, правда, в содружестве с Голливудом, можно посчитать за попытку заявить о себе. И попытку громкую – все-таки в «Блэкторне» авторы оживили самого Буча Кэссиди! Известный преступник по сюжету картины якобы выжил и бежал в Боливию. Дожив до преклонных лет, Кэссиди намеревается совершить свое последнее большое ограбление и на вырученные деньги рвануть обратно в Штаты. Время вестерна пришло!
«Темная долина», Австрия (2014)
Если в большинстве европейских вестернов действие происходит в американских прериях, то австрийцы в своей «Темной долине» пошли другим путем, у них американский ковбой – всего лишь незнакомец, странник, прибывший в глухую деревушку в альпийской долине. Местные жители, впрочем, не слишком отличаются от пришельца – те же оседланные кони, те же суровые шляпы, та же готовность стрелять при малейшей угрозе. Единственное, что отличает Грейдера от братьев Бреннер, – это тайна его происхождения. Видеть вполне себе классические ковбойские перестрелки на фоне заснеженных склонов Альп несколько непривычно, но забавно. Оригинальность оценили и критики, выдав «Долине» массу призов и отправив от Австрии на соискание «Оскара» в будущем году.