Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Подборки фильмов

10 неамериканских вестернов

Предвкушая датскую драму «Спасение», мы вспомнили еще десяток вестернов, которые были сняты за пределами США

Добавить в закладки
Раз ковбой, два ковбой

«Лимонадный Джо», Чехословакия (1964)

Кадр из фильма «Лимонадный Джо»

В странах социалистического лагеря середины прошлого века вестерн развивался в двух направлениях: с одной стороны, ковбои представали персонажами незамысловатых комедий, построенных на несложных гэгах и легком юморе, с другой – в войне коренных американцев и выходцев из Старого Света Восточная Европа встала на сторону героических индейцев. Примером первого может служить чехословацкая комедия «Лимонадный Джо», кинотеатральный хит, снятый на знаменитой киностудии «Баррандов» и с неизменным успехом демонстрировавшийся в СССР более двадцати лет. Советские зрители, правда, увидели весьма серьезно порезанный вариант фильма, превращенный блюстителями морали из едкой антизападной сатиры в чуть ли не детсадовский утренник с карикатурным злодеем и столь же картинным супергероем. Да и сами «наезды» на коло-локовый лимонад были не очень понятны, «Кока-колу» тогда видели единицы. Зато было музыкально и весело.

«Хороший, плохой, злой», Италия (1966)

Кадр из фильма «Хороший, плохой, злой»

Итальянцы еще в 50-х крепко подсели на вестерны, причем не на заезжие голливудские, а на родные, взращенные собственными режиссерами, породившими целый жанр – спагетти-вестерн. Пустынный юг Испании, где снимались спагетти-вестерны, породил более шести сотен картин этого жанра, по популярности эти ленты вполне могли соперничать с американскими фильмами. Одним из самых заметных событий в итальянском кино и кинематографе вообще стала так называемая «Долларовая трилогия» Серджио Леоне, последний фильм которой – «Хороший, плохой, злой» – многими считается эталонным вестерном. Переоценить значение этого фильма для мирового кино сложно, отголоски соперничества героев Клинта Иствуда, Ли Ван Клифа и Илая Уоллака можно увидеть в десятках лент по всему миру, а сама картина давно стала учебником вестерностроения.

«Чингачгук – Большой Змей», ГДР (1967)

Кадр из фильма «Чингачгук – Большой Змей»

Второе направление вестернов, выбранное в странах соцлагеря, особенно активно эксплуатировали киностудии Восточной Германии. Берлинская киностудия ДЕФА «подмяла» под себя все, что было связано с индейцами, и обрела на этом поприще невероятную популярность. Особенного успеха в прокате добились фильмы с участием Гойко Митича, югославского актера, ставшего «лучшим индейцем всех времен и народов». С индейскими перьями на голове Митич дебютировал еще в 1960 году, но настоящей звездой актер стал после выхода на экраны вестерна «Чингачгук – Большой Змей», снятого по мотивам произведений Фенимора Купера. Советские подростки были без ума от этого «вождя краснокожих» и валили в кинотеатры валом. Гойко Митич использовал свой шанс на все сто процентов и снялся еще в добром десятке вестернов – до сих пор индейцы на постсоветском пространстве ассоциируются с этим именем.

«Красное солнце», Франция (1971)

Кадр из фильма «Красное солнце»

Географическую принадлежность приключенческого триллера «Красное солнце» определить непросто: сюжет смешивает ковбоев и самураев, постановщиком выступил британец Теренс Янг, а главные роли исполнили француз Ален Делон, швейцарка Урсула Андресс и американец Чарльз Бронсон. Как бы то ни было, «Красное солнце» – проект европейский, американцы бы просто не позволили в то время смешивать свою культуру с историей недавних врагов – японцев. А между тем картина как раз демонстрирует родственную связь между вестернами и самурайскими фильмами – благородство и самопожертвование, вероломная подлость и бесстрашие свойственны самым разным народам вне зависимости от цвета кожи или покроя костюма.

«Человек с бульвара Капуцинов», СССР (1987)

Кадр из фильма «Человек с бульвара Капуцинов»

В Советском Союзе место вестерну в кино тоже нашлось, вспомним хотя бы те же фильмы с Гойко Митичем или экранизацию «Всадника без головы». Но безусловным лидером зрительских симпатий стала музыкальная комедия Аллы Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов». Фантастический каст, невероятные для советского кино постановочные драки и головокружительные погони. А юмор… Какой был юмор в те времена! Мы до сих пор цитируем слова героев Андрея Миронова, Михаила Боярского, Леонида Ярмольника, Олега Табакова и Николая Караченцова. Одна из самых лучших картин позднего советского периода до сих пор собирает у экранов телевизоров зрителей всех возрастов. В 2010 году Сурикова попробовала второй раз войти в ту же воду с саморемейком «Человек с бульвара Капуцинок», но из этого ничего хорошего не получилось.

«Мокасины Маниту», Германия (2001)

Кадр из фильма «Мокасины Маниту»

Как вы думаете, какой немецкий фильм собрал самую большую в истории кассу на внутреннем рынке? До 2007 года, когда первенство перешло к картине Тиля Швайгера «Красавчик», верхнюю строчку германского бокс-офиса занимала комедия «Мокасины Маниту» – абсурдистская комедия в стиле братьев Цукер или Джима Абрахамса. Автор «Мокасин» Михаэль Хербиг – на все руки мастер, он сам пишет сценарии, сам ставит свои картины, сам же их и продюсирует. Да что там – он и играет в них сам обязательно. В «Мокасинах Маниту», пародии на все фильмы про ковбоев и индейцев вместе взятые, Хербиг взял на себя сразу две роли – близнецов-индейцев Абахачи и Виннитуха. Вместе с белым Рейнджером герои ищут несметные сокровища, запрятанные давным-давно индейскими вождями.

«Банда Келли», Австралия (2003)

Кадр из фильма "Банда Келли"

Мы привыкли, что приключения ковбоев обычно разворачиваются в прериях Дикого Запада, но, оказывается, влияние вестерна распространилось и на южное полушарие, в другую британскую колонию – Австралию. У жителей Зеленого континента собственная гордость и собственные герои. Австралийский Робин Гуд Нед Келли с братом Дэном и парой соседских парней сколотил банду, которая очень скоро превратилась в главную головную боль властей – бесстрашные молодые люди грабят банки и раздают деньги фермерам, которых задавили долги и кредиты. На Неда и его соратников развернута настоящая охота. Фильм основан на реальных фактах, но постановка близка по духу к лучшим образцам голливудских вестернов. Не в последнюю очередь благодаря актерскому составу – благородные шляпы на себя нацепили Хит Леджер, Орландо Блум и Джеффри Раш.

«Сукияки Вестерн Джанго», Япония (2007)

Кадр из фильма «Сукияки Вестерн Джанго»

Японцам грех жаловаться на отсутствие в репертуарных сетках своих кинотеатров картин о доблести сынов Страны восходящего солнца. Самураи и ронины, ниндзя и борцы с якудза – фильмов об этом в Японии достаточно, но иногда хочется чего-то особенного. Таким необычным блюдом японской кухни стала лента Такаси Миикэ «Сукияки Вестерн Джанго» – перепевка знаменитой истории о Джанго, исполненная в традициях японского фольклора. Отсюда и название – фильмы о Джанго, выходившие в Италии, относились к жанру спагетти-вестерн, японцы же заменили итальянскую лапшу на свою, которая называется сукияки. В остальном картина содержит все полагающиеся ей атрибуты вестерна, правда, видеть характерные японские лица под ковбойскими шляпами все равно непривычно.

«Блэкторн», Испания (2011)

Кадр из фильма «Блэкторн»

Несмотря на то что вся Европа в XX веке ездила снимать вестерны на южное побережье Испании, сами испанцы не слишком преуспели в съемке фильмов этого жанра. Нет, конечно, участие жителей Пиренеев в фильмах Серджио Леоне или серии историй о Джанго (в его дотарантиновские времена) никто не оспаривает, но серьезно вдарить по вестерну испанцы так и не смогли. Вот разве что постановку Матео Хиля «Блэкторн», снятую, правда, в содружестве с Голливудом, можно посчитать за попытку заявить о себе. И попытку громкую – все-таки в «Блэкторне» авторы оживили самого Буча Кэссиди! Известный преступник по сюжету картины якобы выжил и бежал в Боливию. Дожив до преклонных лет, Кэссиди намеревается совершить свое последнее большое ограбление и на вырученные деньги рвануть обратно в Штаты. Время вестерна пришло!

«Темная долина», Австрия (2014)

Кадр из фильма «Темная долина»

Если в большинстве европейских вестернов действие происходит в американских прериях, то австрийцы в своей «Темной долине» пошли другим путем, у них американский ковбой – всего лишь незнакомец, странник, прибывший в глухую деревушку в альпийской долине. Местные жители, впрочем, не слишком отличаются от пришельца – те же оседланные кони, те же суровые шляпы, та же готовность стрелять при малейшей угрозе. Единственное, что отличает Грейдера от братьев Бреннер, – это тайна его происхождения. Видеть вполне себе классические ковбойские перестрелки на фоне заснеженных склонов Альп несколько непривычно, но забавно. Оригинальность оценили и критики, выдав «Долине» массу призов и отправив от Австрии на соискание «Оскара» в будущем году.

Текст: Евгений Ухов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?