Борьба внимательных зрителей и окрыленных кинематографистов за достоверность на экране не знает пределов и сроков давности. Одной из главных арен для поединка художественного и документального стали фильмы про пилотирование самолетов. Мы попросили пилота гражданской авиации Алексея Борисова выбрать несколько лент, которые поднялись выше облаков, и прокомментировать правдоподобность полетов на экране с точки зрения профессионала.
Взгляд изнутри позволяет обратить внимание на, казалось бы, незначительные детали вроде размера портфеля летчика, частых медкомиссий или настоящего цвета черного ящика.
О чем фильм?
Название ленты Николая Лебедева отсылает к советскому фильму-катастрофе «Экипаж». Тем не менее картина не является ни ремейком, ни продолжением, хотя эпизодическую роль и сыграл режиссер советского блокбастера Александр Митта.
Главный герой — молодой пилот Алексей Гущин (Данила Козловский). Его выгоняют из ВВС, и Гущин устраивается вторым пилотом в гражданскую авиацию. Кажется, авторы сценария уготовили Алексею все злоключения в этом мире: сложные отношения с коллегами, драки с VIP-пассажирами, землетрясения и грозы.
Комментарий пилота:
Как пилоту мне этот фильм смотреть было сложно.
Буквально с первого кадра становится понятно, что создатели фильма не стали слишком усердно работать над документальной точностью. Во всяком случае, с точки зрения работника авиации. Когда главный герой пилотирует «старичок» Ан-12, на экране мы видим кабину современного самолета: вместо аналоговых стрелочных приборов — дисплеи. Чем дальше, тем больше картинка становится все менее реалистичной: от неправдоподобного поведения и взаимодействия второго пилота, командира, бортпроводников до максимально фантазийной пересадки пассажиров из одного летящего самолета и другой.
Любого второго пилота возмутит тот факт, что Гущин бегает по аэропорту без сумки в руках, а командир всегда носит портфель. В жизни же как раз у второго пилота сумка в разы больше, и именно он носит весь пакет документов на рейс (а в момент съемок фильма еще и тяжеленный штурманский портфель с картами).
Лучший вариант просмотра «Экипажа» — воспринимать происходящее на экране как фантастику или фэнтези, тогда можно получить удовольствие от приключенческого блокбастера.
Интересный факт:
Одним из главных действующих лиц в фильме является самолет, на котором летают Гущин и Зинченко. Это Ту-204СМ — глубоко модернизированный вариант пассажирского самолета Ту-204 с двухчленным экипажем. В начале 2010-х годов он прошел сертификацию, однако в серию так и не пошел. Так что съемки в «Экипаже» являются главным событием в жизни этого самолета.
О чем фильм?
Американский фильм с одноименным названием в российской локализации (оригинальное Flight в разы лучше) вышел не менее фантастичным. «Экипаж» Роберта Земекиса начинается с того, что пилот Уип Вайтекер (Дензел Вашингтон) просыпается после бурной ночи, проведенной в компании стюардессы, алкоголя и кокаина, после чего в прекрасном настроении идет на рейс. Далее случается серьезная неисправность, Уип выполняет стандартный маневр, который спасает самолет, хотя несколько пассажиров погибают. Расследование, возможность уйти от наказания, попытки побороть себя и свою зависимость — кино Земекиса больше говорит о судьбе человека и его выборе, а авиация тут выполняет функцию карикатурной декорации.
Комментарий пилота:
Очень часто люди, которые смотрели этот фильм, спрашивают меня: а пилоты правда употребляют кокаин, чтобы избавиться от похмелья перед рейсом?
Конечно же, это не так. Во-первых, перед каждым рейсом пилоты проходят медосмотр, где врач измеряет пульс, при необходимости — давление и определяет готовность экипажа к полету. Раз в год пилоты проходят расширенную медкомиссию, которая включает обязательные тесты на употребление наркотиков. Более того, иногда подобные тесты неожиданно проводятся и перед вылетом. А еще есть остальные члены экипажа, которым не меньше, чем пассажирам, хочется оказаться дома, и вряд ли они согласятся лететь с коллегой в невменяемом состоянии.
Самое же главное, что пилот — это сознательный профессионал: как говорится в документах, мы несем ответственность «за сохранность пассажиров, самолета, груза и багажа». Другими словами, у нас есть голова на плечах, в отличие от главного героя этого фильма.
О чем фильм?
Байопик рассказывает о жизни одной из самых ярких женщин в истории мировой авиации. Вторая половина 30-х годов XX века, авиаторы устанавливают один рекорд за другим. Амелия Эрхарт (Хилари Суэнк) собирается совершить полет вокруг света по самому протяженному маршруту. На тот момент она уже вписала себя в историю, став первой женщиной, которая в одиночку перелетела через Атлантический океан. В фильме показан путь летчицы к попытке осуществить самую заветную мечту: радости от побед в воздухе идут плечом к плечу с земными трудностями, ведь на установление рекордов нужны деньги.
Комментарий пилота:
Сложно судить о том, насколько правдоподобно показана работа пилотов, ведь я ни разу не пересекал океан в одиночку, да еще и на старом поршневом самолете. Но кажется, что создателям фильма удалось передать романтику тех лет, когда авиаторы больше думали о самой возможности летать, чем о том, как на этом заработать. В съемках задействованы реплики самолетов эпохи, а исполнительница главной роли прошла курсы подготовки пилотов. Красивые картинки из начала XX века вызывают желание бросить рутину работы в авиакомпании и бежать в ближайший аэроклуб, чтобы насладиться свободой полета.
Интересный факт:
До сих пор женщин в профессии не так много: примерно 6% во всем мире. Лидером является Индия с 12%, далее идут Австралия и Канада с 7%, а в России всего 2%. Однако в последние годы ситуация меняется, процент растет, и полет в одном экипаже с женщиной-пилотом уже не является чем-то необычным.
О чем фильм?
«Черный ящик» — французский детектив про молодого аналитика Матьё (Пьер Нинэ), который занимается расследованием резонансного крушения новейшего авиалайнера вымышленной авиакомпании European Airlines. У режиссера Яна Гозлана вышел хитро закрученный сюжет про борьбу за правду с нехорошими людьми.
Комментарий пилота:
Мне кажется, фильм интересен тем, что можно увидеть необычную сторону авиационного мира, которая скрыта. Речь идет не о пилотах в кабине и не о пассажирах в салоне, а о комиссии по расследованию авиационных катастроф. Очень точно показана работа профессионалов: как люди срываются на место происшествия, как собирают вещественные доказательства и кропотливо занимаются анализом, прослушивая записи черных ящиков.
Интересный факт:
То, что черный ящик на самом деле оранжевого цвета, знают многие. В отличие от того факта, что их два: один речевой для записи переговоров в кабине, а второй параметрический и записывает множество различных параметров полета (высота, скорость, отказы систем).
О чем фильм?
Для любителей максимально реалистичного кино подойдет документальный фильм Джона Дауэра про самый загадочный случай угона самолета.
В 1971 году в США неизвестный мужчина захватил пассажирский борт (что тогда часто случалось), который следовал из Портленда в Сиэтл. Угрожая бомбой, он потребовал 200 000 долларов и четыре парашюта. Самолет приземлился в Сиэтле. Пассажиров захватчик отпустил. Полиция передала ему деньги и парашюты. Самолет взлетел и направился в сторону Мехико, а примерно через полчаса преступник выпрыгнул из воздушного судна вместе с сумкой денег. До сих пор остается неизвестным, выжил ли он при прыжке или нет. В этом преступлении много подозреваемых и очень мало улик. Семь лет назад, в 2016 году, дело было закрыто, а расследование стало, вероятно, одним из самых сложных и длительных в истории ФБР.
Комментарий пилота:
Бытует мнение, что золотая эпоха гражданской авиации пришлась на 50-80-е годы XX века. Появлялись новые серебристые лайнеры, которые летали быстрее и дальше. Авиаперелет еще не стал обыденностью. Женщины надевали лучшие платья и шляпки, а мужчины садились в пассажирские кресла в костюмах и непременно закуривали сигареты. Не нужно было толпиться в очередях на досмотр ручной клади, да и паспорта особо никто не проверял.
В «Загадке Ди Би Купера» используется историческая хроника тех лет, интервью с пассажирами рейса, и это позволяет ненадолго окунуться в красоту перелетов 70-х. В том числе почувствовать и обратную сторону отсутствия рамок металлодетекторов: повышенный риск захвата самолета.
С моей точки зрения, эпизод входит в ТОП-2 самых загадочных происшествий в авиации. На первом месте все же история с исчезновением малазийского «Боинга» над Южно-Китайским морем в 2014 году. Кстати, буквально на днях про этот случай на Netflix вышел трехсерийный документальный сериал «MH370: Самолет, который исчез».
О чем фильм?
«Крушение: Дело против Boeing» — еще одна интересная авиационная документалка, которую можно найти в каталоге Netflix. Четыре года назад авиационный мир пережил невиданную трагедию. С разницей в несколько месяцев потерпели катастрофу два Boeing-737 МАХ, новейшая модификация самого массового пассажирского самолета в истории. Фирма Boeing изначально обвинила экипажи и авиакомпании в плохой подготовке пилотов, однако расследование выявило, что основная вина лежит на конструкторах. Они скрыли установку новой системы на борту, чтобы не тратить деньги на дополнительную сертификацию самолета. Режиссер фильма рассказывает о том, какие события на фирме «Боинг» привели к тому, что жажда прибыли обернулась гибелью более трехсот людей.
Комментарий пилота:
Я ощущаю себя причастным к этой истории, так как летаю на самолетах Boeing-737. Поэтому мне было интересно разобраться, как же так получилось, что ведущая авиастроительная корпорация допустила очевидные промахи при разработке нового самолета.
В фильме отсутствуют какие-либо неточности, однако не хватает противоположной точки зрения (представители «Боинг» отказались принимать участие в съемках). Рядовой зритель не знает всей сложности цепочки причин авиационных катастроф. Поэтому после просмотра фильма может сложиться впечатление, что во всем виновата ужасная корпорация. Но жизнь несколько сложнее.
О чем фильм?
Клинт Иствуд взялся за историю чудесного спасения борта Airbus A320 морозным днем 15 января 2009 года. На взлете из аэропорта Ла Гуардия в Нью-Йорке самолет столкнулся со стаей птиц, в результате чего произошел отказ двух двигателей (то есть всех). Командиру Чесли Салленбергер (усатый Том Хэнкс) и второму пилоту Джеффри Скайлзу (не менее усатый Аарон Экхарт) удалось совершить невозможное, развернуть борт и приводниться на реку Гудзон, при этом не разрушив самолет. Фильм рассказывает о событиях, произошедших на рейсе 1549, и расследовании комиссии: правильно ли поступил экипаж? В противовес словам пилотов компьютерное моделирование показало, что если бы самолет моментально развернулся, то смог бы дотянуть до ближайшего аэропорта.
Комментарий пилота:
Пожалуй, возьму на себя смелость сказать, что этот фильм понравился всем пилотам. Подкупила и максимальная реалистичность картинки, выполненной на уровне документальных серий «Расследование авиационных катастроф», и то, как показаны идеальные действия командира, которые сейчас преподают как эталон работы экипажа во многих учебных центрах. Завершает сагу о профессиональном долге победа над карательной системой, в которой люди, никогда не сидевшие в кабине самолета, пытаются обвинить во всем экипаж. Салли же доказывает, что не стоит требовать от пилотов невозможного. Справедливость восторжествовала, а капитан Салленбергер справедливо считается одним из лучших пилотов современности.
Интересный факт:
История авиации знает всего несколько удачных случаев приводнения больших пассажирских самолетов. Один из самых известных произошел в 1963 году в Ленинграде. У самолета Ту-124 закончилось топливо и произошел отказ двух двигателей. Пилотам удалось посадить лайнер прямо на Неву в районе Финляндского железнодорожного моста. Все пассажиры и экипаж остались живы.
О чем фильм?
Фильм рассказывает об аварийной посадке летом 2019 года, получившей название «Чудо на кукурузном поле». Airbus А321 выполнял рейс из Жуковского в Симферополь, но в момент взлета столкнулся со стаей чаек, в результате чего пострадали оба двигателя. Пилот Дамир Юсупов произвел посадку на кукурузное поле: все пассажиры и члены экипажа остались живы.
Комментарий пилота:
Часто эту посадку сравнивают с «Чудом на Гудзоне», слишком много похожего: тот же тип самолета, столкновение со стаей птиц на взлете, отказ двигателей, посадка вне аэродрома. Но на этом пересечения заканчиваются. Пожалуй, все, кто более детально разбирался в посадках, знают, что произошли две очень разные ситуации (как минимум на Гудзоне столкновение случилось на гораздо большей высоте, у экипажа было больше времени и вариантов для принятия решения).
Так же и с кино. Речь идет о двух абсолютно разных «чудесах»: сравнивать их так же некорректно, как усы вторых пилотов Джеффри Скайлза и Георгия Мурзина. Они просто совсем разные. «На солнце…» — попытка рассказать истории пассажиров рейса, представить, как происшествие повлияло на их жизнь, и воздать должное непростой судьбе командира Дамира Юсупова и его пути в авиации.
И вот тут стоит остановиться поподробнее. Раньше был строгий лимит по возрасту при приеме в летное училище. Сейчас же многие люди меняют жизнь в более сознательном возрасте и становятся пилотами в 30-40 лет. Как это получилось у командира того самого рейса. Но в фильме тема сложного пути перепрофилирования как будто проходит вскользь: не поступил в училище, поработал в офисе, прошел медкомиссию, и вот ты уже в кабине пассажирского лайнера. В основном мы видим на экране, как люди собираются в рейс, о чем-то сильно переживают и как чудесным образом все проблемы решаются аварийной посадкой.
Сама же посадка показана довольно реалистично. Тут создатели фильма старались сделать максимум, в качестве консультанта был приглашен непосредственно Дамир Юсупов. Хотя, конечно же, есть к чему придраться, но ведь это кино, а любое кино будет отличаться от реальной жизни.