Очередной триумф и мастер-класс от Одиара и Котийяр. Брутальная и одновременно исполненная нежности мелодрама, надолго западающая в душу
Али (Шонартс), бродяга двадцати с лишним лет, вместе с сыном переезжает к сестре на юг Франции и поселяется у нее в гараже. Получив работу вышибалы, он случайно встречает дрессировщицу касаток (Котийяр), и эта встреча становится для них судьбоносной.
"Ржавчина и кость", свободная экранизация нескольких рассказов Крэйга Дэвидсона, ставит перед зрителем вечную проблему: что делать, когда жизнь подсовывает вам лимон? Если вы уже видели два последних фильма Жака Одиара, «Пророк» и «Мое сердце биться перестало», то с полным основанием можете предположить, что правильный ответ имеет прямое отношение к опасным бритвам или битым мордам невезучих злодеев. Однако здесь французский режиссер не столь крут, хотя и не менее едок. Результатом явился один из самых глубоко личных и человечных фильмов года.
Главное в фильме – живая и яркая игра Марион Котийяр и бельгийского актера Матиаса Шонартса. Котийяр играет Стефани, дрессировщицу касаток в парке Marineland, у которой все всегда под контролем. Она – вольная натура, которая всю душу вкладывает в свою работу и считает, что лучшее решение всех проблем – это оторваться на танцполе. Али в исполнении Шонартса – человек, который не в ладах с самим собой; кулачный боец, который крадет еду в поездах, не обращает никакого внимания на собственного сына и живет на иждивении сестры. Оба еще не знают, что только при помощи друг друга они смогут выжить.
Их первое свидание никак не назовешь милым, оно скорее брутально. После кровавой драки в ночном клубе они начинают испытывать какое-то неловкое взаимное влечение. Девушка пытается отшить Али, но его грубая маскулинность притягивает ее, и Стефани все-таки берет у него номер телефона. Их снова сводит вместе несчастный случай, произошедший с ней на работе, и именно Али без жалости и без снисхождения приходит на помощь девушке, которая, в свою очередь, вновь пробуждает в нем человеческие чувства.
Трудно даже представить, какую банальную пошлятину сделали бы из этого сюжета в Голливуде (вообразите себе эдакий гибрид опусов Николаса Спаркса с "Освободите Вилли"), однако лишенный всяческой сентиментальности подход Одиара придает материалу эмоциональную целостность, которую еще более усиливает эпизодически звучащая музыка Александра Деспла. Сцены секса интимны, но сняты безо всякой показной скромности, а бытовые проблемы героев показаны с каким-то клаустрофобным напряжением; однако абсолютную трансцендентность фильму придает то, что его действие разворачивается в прозрачном сиянии Французской Ривьеры.
Одиар уже давно зарекомендовал себя певцом мятущихся душ, но одного лишь длинного завораживающего кадра со Стефани и ее касаткой достаточно, чтобы понять, что это лишь одна из множества граней его таланта.