Женщина, рассказывающая о чувствах, – это уже очень непросто для понимания. Женщина-режиссер, рассказывающая о чувствах символами, намеками и аллегориями, – тяжесть в квадрате. Вместо ритмов – сплошная аритмия
Женщина, рассказывающая о чувствах, – это уже очень непросто для понимания. Женщина-режиссер, рассказывающая о чувствах символами, намеками и аллегориями, – тяжесть в квадрате. Вместо ритмов – сплошная аритмия.
Несколько лет назад увлекшаяся страстным Фурио виолончелистка Марго бросила музыку и полностью отдалась любви. Вспыхнувшие ярким пламенем чувства медленно угасали, пока не оставили женщину наедине с собой. Карьера, друзья, родные – все брошено на алтарь любви, но сейчас Фурио больше увлечен своим строительным проектом, чем возлюбленной. Марго не может вернуть возлюбленного, но не может и принять внимание других. Возможно ли снова стать счастливой тогда, когда чувства притупились, а любовь остыла?
Прекрасная Фанни Ардан не может пожаловаться на отсутствие внимания со стороны режиссеров – ее талант, ее опыт, ее красота по-прежнему востребованы не только во Франции, но и в других странах. Однако мастерством лицедея Ардан не ограничивается и смело использует впитанные работой со всем режиссерским цветом Европы знания в собственных кинопроектах. И если первая постановка «Прах и кровь» была критиками принята вполне благосклонно, как-никак дебют, то ко второму фильму подходить приходится со всей строгостью. Тем более что площадку для препарирования Ардан создала почти идеальную.
Сказать, что фильм «Навязчивые ритмы» тяжел, – это не сказать почти ничего. Мрачный, давящий и душный, он буквально вдавливает зрителя в кресло. Понять происходящее на экране с наскока непросто, еще сложнее держаться ритма истории, рассказываемой сразу на нескольких языках. Без лишних проволочек неподготовленного зрителя бросают в водоворот интриг, страстей, пороков, вожделения и любви, и найти какой-то островок стабильности в этом шторме очень трудно. Постепенно, однако, выясняется, что, кроме напора, Фанни Ардан как сценаристу и режиссеру и предложить-то, собственно, нечего. Сюжет, хоть и исковеркан прыжками во времени и обилием героев, но довольно прост – любовь прошла, гасите свечи. Разбитую чашку не склеишь, по остриженным волосам не плачут, фарш невозможно прокрутить назад – народ по этому поводу высказался во всех возможных красках, но женщинам не свойственно учиться на чужих ошибках. Вот и героиня Азии Ардженто валяется в ногах, истерит, рыдает, провоцирует – делает все, чтобы разжечь былую страсть, некогда бушевавшую между Марго и Фурио. Но увы…
Поскольку рассказать о чудесах воскрешения чувств нечего, Ардан стремиться взять «понтом» – картина полна не самого замысловатого символизма, в историю вплетены и вера, и политика, и искусство, и мафия, и семья – весь жизненный набор среднего человека. Впрочем, большинство символов остаются символами, лишь оттеняя частую потерю смысла происходящего на экране. Кусок мяса в витрине магазина остается куском мяса, аквариум в холле отеля остается аквариумом, а игра Марго на виолончели остается игрой. Наиболее же очевидный символ картины читается безо всякого труда и совершенно не стоит того, чтобы об этом делать фильм. Угасание любви между Марго и Фурио происходит на фоне постройки, отделки и открытия отеля, о котором всегда мечтал герой Нуно Лопеса. Лодка страсти разбивается о рифы быта, с одной стороны, а с другой – из воздушных замков чувств вполне может образоваться крепкий домашний очаг. Это всего лишь вопрос выбора, и героиня Ардженто свой выбор делает – бросает все в топку любви без малейшего представления, что будет после.
Огульно ругать, впрочем, «Навязчивые ритмы» не стоит: кроме того что это абсолютно женский фильм – чувственный, эмоциональный, нелогичный и бессистемный, – он еще и невероятно красив. Ардан, безусловно, с высшим баллом окончила школу своих режиссеров и научилась рисовать такие кадры, в которые немудрено оказаться затянутым с головой. Безупречная геометрия, фантастическая палитра цветов, игра света и тени – «Навязчивыми ритмами» действительно можно любоваться. Как и колоритными актерами. Напоминающая саму Ардан Ардженто хоть и не сверкает формами, как это обычно бывает в фильмах с ее участием, но по-прежнему невероятно соблазнительна – настоящая femme fatale. Яростные разборки между героями Нуно Лопеса и Рикардо Перейры добавляют маскулинности, а редкие появления Франко Неро придают постановке веса.
Вот только для действительно хорошего фильма этого недостаточно. Сумбурность и перевес чувств над разумом делают «Ритмы» неповоротливым и плохо перевариваемым. В определенной мере наслаждение получить можно, но только если в вашей жизни без кино не хватает преодолений.