Боди-хоррор о беременности с оккультными практиками.
«Американская история ужасов» – будто школьная подруга или бывший любовник: время от времени дает о себе знать, чтобы забвение не победило. Предыдущий сезон шоу прошел довольно тихо — ни камбэка Маколея Калкина, ни галлонов крови, ни душещипательного реюниона заклятых друзей. В двенадцатой главе силы брошены на обновление антологии и подпитку любопытства публики — даже самые страстные фанаты AHS начали уставать от рутинных просмотров. Главный хайлайт сезона: к актерскому составу присоединилась Ким Кардашьян! Сложно сказать, сравним ли кастинговый эксперимент с выходом Леди Гаги на арену кошмаров, но Ким удивительно органично чувствует себя среди мифов и легенд «Американской истории ужасов». А вот отцы-основатели Райан Мерфи и Брэд Фалчук борт корабля покинули, чтобы наблюдать за рейсом на берегу: бразды шоураннерского правления перешли к Хэлли Фейффер — кинематографистка работала над сценарием юбилейного, десятого сезона шоу. Сюжет «Нежности» впервые в истории сериала имеет первоисточник — роман Даниэль Роллинс «Деликатное положение».
Актриса Анна Виктория Элкотт (королева крика Эмма Робертс) в шаге от долгожданного признания — сомнительный инди-фильм, на который уговорила подписаться публицистка и подруга Шивон (Ким Кардашьян), выстрелил в медиаполе. Наряду с промокампаниями наградного сезона и светскими выходами Анну волнуют и медицинские процедуры: Элкотты (в роли супруга Мэтт Зукри) страстно желают завести ребенка, посещают титулованных врачей-репродуктологов (старожил «АИУ» Денис О’Хэр) и решаются на уже не первое ЭКО. Но стоит Анне забеременеть, как вокруг начинают мерещиться умершие бывшие благоверного, странные тетки в черном и демонические акушерки (Кара Делевинь).
Delicate звучит и выглядит знакомо и не то что не оправдывает амбиций обновления антологии, а скорее слишком осторожничает, но все равно качается то в одну, то в другую сторону. Магистральная линия, как и решение доверить сезон женщине, понятна без длительных рассуждений. Анна мучается между желанием стать матерью и реализоваться в профессии — выбирать отчаянно не хочется, но, как всегда, приходится. Найти баланс с каждым новым эпизодом становится все труднее — и карьера, и беременность требуют полной отдачи и железных нервов. Ужасы этой американской истории пробираются на экран через физиологические метаморфозы и неспособность контролировать тело и психическое состояние. Когда меняется гормональный фон, на лице появляются высыпания, а волосы выпадают прядями — и без противных ведьм на заднем дворе страшно и тошно. Пугает и медицинское вмешательство, которое сложно и регулировать, и оценивать. Хэлли Фейффер делает очевидный акцент на уязвимости женщины в гинекологических кабинетах — при полном отсутствии интимности тело превращается в площадку для самых неприятных процедур, многие из которых врачи не пытаются ни объяснить, ни обосновать (или обсуждают за закрытой дверью с мужем пациентки). Короче говоря, беременность — боди-хоррор и без паранормальных явлений, неугомонных сектантов и каркающего на беду воронья.
Психологический раздрай, усугубляемый скачками гормонов, как и завещал Роман Полански в «Ребенке Розмари», привычно обрастает дьявольщиной и паникой вмешательства — ребенка точно заберут. Темные угрожающие силуэты, блеющие лохматые козлы и мертвые разлагающиеся зверьки напоминают базовый набор кукол и статистов из каталога прошедших одиннадцати сезонов «Американской истории ужасов». Разбираться в хитросплетениях оккультного заговора, истории проклятия (флешбэки прилагаются), исчезающем близнеце и роковой роли доброй подруги желания не возникает: эмпатии хватает только на сочувствие героине Робертс в схватке с непослушным телом.
«Нежность» ушла на перерыв, и продолжение сезона, скорее всего, выйдет уже после Нового года — вероятно, задержка вызвана производственными сложностями во время забастовок, но захочет ли зритель возвращаться к бедам Элкотт — большой вопрос. Несмотря на сильное актерское исполнение Эммы Робертс, Delicate путается в интонации и никак не может решить: должно быть смешно или все-таки больно? Сезон и не разворачивается в полномасштабную мистическую драму, и не доводит уровень цирка до сатанинского кэмпа, а потому оставляет скомканное впечатление. Видимо, как и советуют врачи, надо родить, и все пройдет.
Много эпатажа и провокационных сцен просто ради эпатажа и провокаций.
...Самое страшное в том, что 12-й сезон AHS вторичен даже не по отношению ко второсортным хоррорам, а к самому себе из прошлых сезонов, а это приговор. Если сериал скатывается до дешёвых самоповторов, граничащих с несмешной пародией, это значит, что он закончился. Это не просто кризис идей, это их полное отсутствие.
И что самое страшное, при всей прямолинейности и шаблонности повествования, оно всё равно не способно быть стройным, логичным и до конца понятным.
А последняя серия -- это что вообще такое было? Кто писал сценарий и делал монтаж, нейросеть? Видимо она, ведь у сценаристов была забастовка.
Один из худших сезонов AHS, хотя 6-й, 7-й и 11-й сезоны тоже из разряда "зачем я это посмотрел?". Казалось, что с 8-го сезона сериал вернулся на былой уровень качества, но у нас опять два провальных сезона подряд, при том, что и к 10-му есть вопросики.
Поглядим, что будет дальше. Возможно, новый сезон я смотреть не буду. Не дальше 1-й серии, если не станет очевидно, что снова смогли снять что-то достойное.