Экранизация романа «Дурная кровь» — пока что лучшая адаптация ВВС серии расследований Корморана Страйка и Робин Эллакот.
Опальная королева Джоан Роулинг продолжает ругаться в социальных сетях, но что важнее — усердно работать над серией детективных романов под псевдонимом Роберт Гэлбрейт. Знатоки литературы подмену раскрыли почти сразу, но какое-то время дебютному роману серии «Зов кукушки» все же удавалось успешно шествовать по книжному рынку без тени могучей прародительницы. Осенью вышла уже шестая книга, «Чернильное сердце», которая еще не переведена на русский язык (и, откровенно говоря, вряд ли будет), а в декабре стартовал пятый сезон сериала BBC — пока что самый удачный из всех.
Прежде чем перейти к обсуждению достоинств новых эпизодов, позволим себе выйти на знаменитую площадку дебатов под флагом «книга лучше». Язык Джей Кей все такой же живой и пружинистый, от расследований Корморана и Робин невозможно оторваться, а Лондон — почти что Хогвартс с неволшебным волшебством и подробными описаниями местной кухни. Четыре вышедших сезона пестрят вредными привычками телеадаптаций и шаблонными грехами любых экранизаций, даже при том что главным сценаристом проекта был и остается Том Эдж (автор работал над «Короной»). Качество перевода прозы на экран может быть дискуссионно в драматическом жанре, но отсутствие схематичности губительно для детектива. Если основываться на одном лишь просмотре сериала, то может показаться, что Роулинг едет по накатанной на моторе своего имени — расследования превращаются в занятные выдержки из отдельных глав. Но не стоит забывать, что и сюжет «поттерианы» построен по законам детектива, а значит, мастерство едва ли можно подделать.
Отставной военный полицейский Корморан Страйк (Том Берк) за несколько лет из унылого выпивохи без работы превратился в знатока частного сыска, но не в одиночку: временная секретарша Робин Эллакот (Холлидей Грейнджер) спустя два года и несколько покушений стала полноправной партнеркой в бизнесе. Напарникам предстоит распутать «холодное дело» — исчезновение Марго Бамбарро (Эбигейл Лаури), которое произошло в 1974 году. Полиция топталась на месте, меняя ведущих следователей, свидетели путались в показаниях, и только дочь женщины Анна (Софи Уорд) уже почти 40 лет не оставляет надежды разыскать маму или раскрыть дело об ее убийстве. Страйк решается взяться за непростую пропажу, то ли идя на поводу у азарта, то ли из сочувствия, то ли из желания разбавить рутину слежки за неверными супругами.
Если попытаться пересказать сюжет романа, то на словах выйдет самый скучный детектив на свете: очень много очень старых людей сидят на диванах, в креслах-качалках и на оттоманках и пытаются вспомнить события, которые произошли в середине 70-х годов прошлого века. Чудо в том, что динамику интриги со всех сторон подпирают приметы времени, которые больно колют исповедь каждого свидетеля: мафия, серийный убийца, домашние разборки и нелегальные врачебные процедуры. Исчезнувшая медичка Марго Бамборро — настоящая героиня своей эпохи: чтобы оплатить учебу, девушка работала официанткой в стриптиз-клубе, а поступив на работу в амбулаторию, в ущерб себе помогала самым разным пациентам. Марго — одновременно точный в деталях и мерцающий в контурах портрет феминистки второй волны: женщины, которая сделала ставку на профессионализм и которая однажды исчезла без следа.
Режиссура четвертого и пятого сезонов перешла под бразды правления большой сериальной мастерицы Сьюзэн Талли: просмотр всех эпизодов подряд наглядно демонстрирует, как теледетектив средней руки набирает художественную выразительность, пусть и не стремится к откровениям в жанре. «Дурная кровь» позволяет увидеть своими глазами досье, которое проза пыталась сложить в голове у читателя: снимки свидетелей-подозреваемых, карта улиц, по которым Марго шла от амбулатории в паб (и пропала где-то между), видео с новогодней корпоративной вечеринки и демонические гороскопы (впрочем, астрологические гипотезы были и в печати). Там, где на страницах романа прятался ворох папок, экран наглядно систематизирует поток показаний и подозрений, и, кажется, именно упорядочивание — главная лечебная сила детективного жанра. Любое расследование начинается с хаоса, спутанных бумаг и отдельных зацепок; к финалу все мелочи складываются в общую картину бытия, которая служит неминуемому торжеству справедливости. Помножьте отгадку, которую искали почти полвека, на душеспасительную силу зимних праздников и ценность близких рядом, и вы получите практически идеальный декабрьский сериал.
Для тех, кто не читал романы, с нюансами и оговорками «Дурная кровь» может стать идеальной точкой вхождения в мир Гэлбрейта: мы бессовестно долго умалчивали о главной интриге — отношениях частных сыщиков. Страйк и Робин — практически Малдер и Скалли: люди, созданные для того, чтобы вместе искать истину, но потрясающе долго пренебрегающие романтическими откровениями. Роулинг бессовестно щекочет ожидания публики, описывая скромные кивки и полувзгляды, а Том Берк и Холлидей Грейнджер поразительно точно ловят изменения силы симпатии дугой бровей и уголками глаз — идеальные аватары литературных героев.
Сериал BBC сложно рекомендовать как самодостаточное поп-культурное явление: несмотря на удачу, шоу остается вторичным приложением к серии романов, но ладно справляется с функцией проводника. Спорные пассажи Роулинг остаются за рамкой кадра, а маленькие экраны старательно подсвечивает имя хромающего детектива, с которым хочется раскрыть еще множество самых запутанных дел.
В книгах , конечно, интереснее, следить за детективным сюжетом. Много материала в сериал просто не попадает , не знаю уж почему.
Зато в сериале обаятельные герои, я не могу представить теперь кого-то другого на месте Робин и Корморана.
Сериал рекомендую любителям детективов, в которых есть интрига и закрученный сюжет, но нет ужасных извращений и издевате...льств. (Лично я специально такой искала. Если знаете, поделитесь)