Беспомощная попытка экранизации детективного романа Джоан Роулинг.
Прошло уже больше десяти лет после выхода романа «Зов кукушки», а существование детективной серии Джоан Роулинг то и дело удивляет даже преданных фанатов поттерианы. Под псевдонимом Роберт Гэлбрейт писательница выпускает серию книг об отставном военном Корморане Страйке и его партнерше по агентству частного сыска Робин Элакотт. Как и во многих других процедуралах действие сосредотачивается не только на расследованиях, но и на динамике взаимоотношений внутри пары сыщиков. Корморан и Робин — пример заповедного тропа will-they-won’t-they: люди, предназначенные друг другу судьбой, никак не могут признаться в сильных чувствах.
Пожалуй, из всей серии именно шестой роман «Чернильно-черное сердце» можно назвать самым сложным для экранизации, а ближе к концу текста придется подытожить, что и вовсе неприспособленным для перевода в теле-формат. Время действия книг чуть отстает от современности, в среднем лет на десять: события «Сердца» разворачиваются в 2014 году. Дата на календаре важна из-за того, что большая часть расследования в романе происходит онлайн — в игре по мотивам культового в узких кругах мультфильма «Чернильно-черное сердце», которую создали фанаты. Интернет — субстанция меняющаяся слишком быстро, одни мессенджеры вытесняют другие, а этикет смайликов выдает возраст пишущего, поэтому дата определяет характер происходящего. Во время просмотра сериала порой кажется, что действие зависло в какой-то усредненной эпохе без конкретных примет.
В детективное агентство обращается художница-создательница «Чернильного сердца» Эдди Ледвелл (Миррен Маск) — несколько лет ее преследуют в Сети и то и дело угрожают. Робин (Холлидей Грейнджер) никак не может воткнуть поиск зловредного анонима в перегруженное расписание и предлагает девушке обратиться к кибер следователям. И все же дело Эдди Ледвелл оказывается в агентстве Страйка (Том Берк), но уже после убийства девушки.
Неприподьемность романа заключается не только в обширности — больше тысячи страниц — но и в формате. Значительную часть повествования занимают чаты модераторов той самой «Игры Дрека», которые позволяли читателям быть на шаг впереди следователей и потихоньку вникать в непростые взаимоотношения анонимных пользователей. Если и читались переписки порой с трудом (и с карандашом, чтобы разобраться кто есть кто), то перевод диалогов на экран для сценариста шоу Тома Эджа оказался непосильной задачей. От онлайна было решено полностью отказаться, вернувшись к проверенным оффлайн методам. Если говорить о сериале именно как об экранизации, а не самостоятельным детективном шоу по мотивам, то условно старомодный формат ведения дела с допросами и слежкой ломает концепцию романа — по своему неповоротливого, но все же конкретного в стремлении искусать анонимность и вседозволенность в Сети со всех сторон. К тому же вовлеченность в чаты задавала и тон отношениям в паре сыщиков: пока детектив старой школы Страйк пыхтел над лентой Twitter и не понимал системы в онлайн игре, Робин включилась в правила и быстро стала основным двигателем раскрытия личности анонимов в чатах.
Сдвиг в расстановке сил — действительно то, что удалось экранизации шестого романа. Трудно сказать, дело в занятости Тома Бёрка в других проектах или в прочтении шоураннеров, но на протяжении «Чернильно-черного сердца» именно героиня Холлидей Грейнджер становится ведущей и активной протоганисткой, что в целом отвечает становлению Робин в книге. Мисс Элакотт переживает развод, покупает квартиру в ипотеку, пытается разобраться в отношениях с угрюмым коллегой и спасти всех, кого она может (и не может) спасти. Корморан выступает скорее персонажем вспомогательным, и куда менее точно прописанным: в романе детектив усугубляет жажду к спиртному и к холестерину, что сказывается на его физической форме. Когда поджарый и подтянутый Том Берк (видимо после съемок в «Фуриосе») отчаянно хромает — выглядит травма как не самая убедительная симуляция на футбольном поле.
Любые условности можно простить в угоду увлекательности, но снова промах! Если зритель знакомый с романом еще может догадаться из каких глав составлен коллаж событий, то публике, не читавшей первоисточник, придется туго. Четыре эпизода будто бы движутся на скорости х2, пытаясь коснуться всех тем и актуальных врагов лондонского благополучия: таких как нацисты, террористы, и произвол сетевых комментаторов, знакомый Роулинг непонаслышке. Детективный сюжет рассыпается на отдельные сцены и превращается в не последовательный пересказ многофигурной композиции, которая к финалу только запутывает еще больше.
Беглым обзором грешили и предыдущие сезоны, пожалуй, за исключением пятого «Дурная кровь», который был действительно выразительной адаптацией и мог обратить зрителей в читателей после просмотра. «Чернильное сердце» видится однозначной неудачей, которая оправдывает свое право на существование лишь сокрушительной харизмой актеров и обезоруживающий химией между Холлидей Грейнджер и Томом Бёрком. Ниточка их робкой, но крепкой связи друг с другом не дает сериалу утонуть в консервативном телевизионном формате ВВС. Но, забегая вперед, очень хотелось бы, чтобы «Бегущая могила» не повторяла ошибок предшественницы: напряженный детектив о религиозной секте вполне может стать хитом, при вдумчивой и аккуратной работе с текстом первоисточника.